Общее заключение

Отдельное рассмотрение развития патологоанатомических изменений в костях и суставах в сопоставлении с клинико-рентгенологическими наблюдениями и в особенности с непосредственным изучением изменений, обнаруживаемых при операциях, дает нам возможность представить себе общую картину развития костно-суставного туберкулеза, его патогенез и эволюцию.

Говоря о костно-суставном туберкулезе, мы имеем в виду не всю массу поражений костей и суставов, а лишь то, что относится к возникновению и развитию заболеваний суставов, что самым тесным образом связано с поражениями суставных концов костей. Не связанные с суставами поражения других костей, в том числе и позвоночника, будут рассмотрены отдельно.

Такое выделение костно-суставных поражений необходимо потому, что они обладают своеобразными особенностями, прежде всего в ранних проявлениях, получивших в последнее время новое освещение.

В частности, наши исследования позволили расшифровать целый ряд спорных вопросов и с достаточной убедительностью обосновать нашу собственную унитарную точку зрения на патогенез и эволюцию этих заболеваний, что дает возможность подойти к построению единообразной унитарной системы распознавания и лечения костно-суставных заболеваний.

Костно-суставной туберкулез, генетически возникая как метастатический очаг, в результате гематогенной диссеминации, клинически проявляется обычно в костях как «первичный» костный фокус; в громадном большинстве случаев он развивается у практически здоровых людей, преимущественно у детей, имеющих первичный комплекс, и притом в большинстве случаев не как множественное проявление, а чаще как единичный отграниченный фокус, в излюбленных, наиболее ответственных отделах костей — в зонах их роста и крупных суставах.

Прежнее представление о частоте случаев первичного заражения синовиальной оболочки почти полностью опровергается современными научными данными. Мы теперь знаем, что суставной туберкулез, как правило, обязан своим происхождением не гематогенному заносу туберкулезных палочек в синовиальную оболочку, а переходу туберкулезного процесса контактным путем с костного очага, развивающегося около сустава.

Редкие случаи первичных синовиальных поражений являются лишь исключением, подтверждающим общее правило.

Мы отказались от дуалистического представления о существовании особых первично-синовиальных и первично-костных форм суставного туберкулеза и придерживаемся унитарной точки зрения на их возникновение. В громадном большинстве случаев имеется единый костно-суставной процесс, возникающий в губчатом отделе кости как первичный метастатический остит и переходящий на сустав, где развивается вторичный артрит.

С этой точки зрения поражение сустава есть вторая, как мы ее называем, артритическая фаза, следующая за первой, преартритической.

Это-первый вывод, имеющий для нас особенное практическое значение, открывающий широкие возможности раннего профилактического лечения.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев