Определение рецепторов эстрогенов

Определение рецепторов эстрогенов необходимо для предсказания ответа на эндокринную терапию. Так, например, опухоли, содержащие одновременно с рецепторами эстрогенов рецепторы прогестерона, в 80% случаев реагируют на эндокринную терапию [Osborne L., 1980].

По данным Н. Leis (1977), применение после мастэктомии тамоксифена (используют также нафоксидин, кломифен) по 10 мг 2 раза в сутки, обеспечило у 90% больных безрецидивное течение в первые 2 года после мастэктомии. Доказана достаточная эффективность анти-эстрогенотерапии при лечении метастазов рака. По мнению В. Stoll и соавт. (1977), этот метод имеет большую будущность.

Т. Palshof и соавт. (1980) провели контролируемое исследование по определению роли адъювантной эндокринной терапии у 343 больных.

Первоначально выполняли операцию с последующей лучевой терапией. Больным, находившимся в менопаузе, назначали тамоксифен, диэтилстильбэстрол или плацебо (для контроля), больным в пременопаузе — тамоксифен или плацебо.

Установлено, что у пременопаузальных женщин тамоксифен не улучшает результаты лечения независимо от статуса эстрогенных рецепторов. У менопаузальных больных с положительными рецепторами эстрогенов более действен тамоксифен, а при отсутствии рецепторов в опухоли лучшие результаты получены при назначении диэтилстильбэстрола.

Некоторые исследователи отрицают роль рецепторов при химиотерапии рака молочной железы [Bonadonna G. et. al., 1980; Kiang D. Т., 1980].

В течение 30 — 40 лет для лечения злокачественных опухолей широко применяют химиотерапию, достоинство которой состоит в том, что она оказывает и местное, и общее воздействие на опухолевые клетки [Стуков А. П., 1974; Дементьева И. М., и др., 1981].

Лекарственную терапию при раке молочной железы применяют, во-первых, с целью предотвращения возникновения рецидивов и метастазов после хирургического или радикального лучевого лечения:
по данным О. В. Святухиной (1981), почти у 70% больных даже в ранних стадиях заболевания имеются субклинические микрометастазы, и, во-вторых, для лечения выявленных после радикального хирургического лечения метастазов и рецидивов. Как правило, химиотерапию применяют при далеко зашедших формах рака молочной железы [Moreno N., 1980].

При раке молочной железы эффективны алкилирующие агенты, антиметаболиты, растительные алкалоиды. Как утверждают А. М. Гарин и соавт. (1974), цитостатическая терапия может дать эффект у большинства больных. Среди алкилирующих цитостатиков наиболее активны тиофосфамид и циклофосфан.

Эффективность монохимиотерапии этими препаратами составляет 25 — 44% [Barndt J., 1976]. Из антиметаболитов при раке молочной железы применяют 5-фторурацил и метотрексат, которые вызывают ремиссию у 15 — 45% больных [Wassermann Т. et. el., 1975].

По данным В. Д. Соколовой (1971), наиболее активен при раке молочной железы 5-фторурацил (52%), затем тиофосфамид (47,6%), метотрексат (48,8%) и циклофосфан (42,8%), винбластин, по ее мнению, практически неэффективен. По данным других авторов, эффективность растительных алкалоидов при раке молочной железы составляет 21 — 35%, однако в качестве самостоятельного лечения их не применяют [Wassermann Т., 1975].

Из противоопухолевых антибиотиков в последние годы нашел применение адриамицин, который используют и для монохимиотерапии, и в качестве одного из компонентов сочетанной химиотерапии. Препарат эффективен у 32 — 43% больных [Meyers А., 1975].

«Лечение опухолей молочной железы»,
Н.Н.Трапезников, В.П. Летягин