Если созревание двигательных и психических функций задержано более или менее равномерно, мы будем говорить о тотальной задержке развития.
Так, при тотальной неспецифической задержке развития, проявляющейся в первый возрастной период, у ребенка к концу первого месяца жизни может не быть четкого условного рефлекса на время, он не просыпается, когда голодный и мокрый и (или) не засыпает, когда сытый и сухой.
Ротовое внимание при общении со взрослым не выражено, безусловные рефлексы вызываются после латентного периода и быстро истощаются. В положении лежа на животе отсутствует кратковременное приподнимание головы.
Одни из типичных сенсорных реакций этого возраста — зрительная фиксация или слуховое сосредоточение — могут быть сомнительны или вызываться непостоянно.
Но при всем этом у ребенка отсутствуют стигмы дизэмбриогенеза или их число не превышает 5—6, отсутствуют специфические нарушения крика, сосания, все безусловные рефлексы симметричны, отмечаются симметричные флексорная мышечная гипертония и спонтанные движения рук и ног, патологические движения отсутствуют, нет также нарушений со стороны черепных нервов.
Ребенок по шкале развития теряет на этом возрастном этапе в пределах 4—6 баллов.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба