Тенденция к удлинению периода активного бодрствования

Во второй возрастной период некоторое отставание темпа возрастного развития может проявиться отсутствием или слабо выраженной тенденцией к удлинению периода активного бодрствования.

Улыбка при общении со взрослым непостоянна и требует длительной, повторной стимуляции.

Зрительная фиксация и слуховое сосредоточение к 2 мес кратковременны, быстро истощаются, имеются лишь отдельные редкие звуки гуления. Такой уровень психического развития может сохраняться до конца периода, но чаще к 3 меc ребенок с доброкачественной задержкой развития начинает улыбаться и прослеживать за движущимся предметом.

Однако эти реакции быстро истощаемы. Комплекс оживления, характерный для ребенка 3 мес, отличается фрагментарностью.

У такого ребенка на фоне нормального мышечного тонуса отсутствует тенденция к .угасанию некоторых безусловных рефлексов. Лабиринтный установочный рефлекс на голову начинает формироваться лишь на 3-м месяце жизни, но при этом патологическая постуральная активность отсутствует.

Такой ребенок на втором возрастном этапе по шкале развития также теряет в пределах 4—6 баллов.

В каждый последующий возрастной период доброкачественная задержка развития проявляется обычно тем, что ребенок в своем развитии проходит стадии, более характерные для предыдущего периода. В тоже время задержка может в каждом возрасте проявиться впервые.

Так, нормально развитый к началу третьего периода ребенок к 6 мес (т. е. к концу периода) не дает дифференцированной реакции на знакомых и незнакомых, задерживается становление лепета.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба