Гены myb и ets

Носителями онкогена myb являются два дефектных по репликации ретровируса AMV и Е26, вызывающие миелоидный лейкоз у птиц и способные трансформировать фибробласты in vitro [Saule S. et al., 1979]. Кроме того, вирус E26 может также индуцировать эритроблатоз in vivo и трансформировать эритробласты in vitro [Leprince D. et al., 1983].

Ген v-myb, как показал анализ его первичной структуры, содержит 1197 пар оснований, на его обоих концах локализованы последовательности, специфичные для гена env. Выявлена «открытая рамка» транскрипции (длиной 795 нуклеотидов), позволяющая синтезировать гидрофильный белок этого гена с молекулярной массой 45 000.

Инициирующий участок располагается внутри зоны v-myb, а терминирующий кодон ТАГ локализован в З´-конце области env [Boyle W. J. et al., 1983]. Методом олигонуклеотидного анализа К. Н. Klempnauer и соавт. (1984) обнаружили связь этого белка (p45gag-myb) с белками, кодируемыми как геном gag (Pr76gag), так и протоонкогеном c-myb (p75c-myb).

В геноме вируса Е26 присутствует два типа клеточных последовательностей myb и ets, каждая из которых может обладать трансформирующим потенциалом. Из общего размера РНК 5,7 кб на долю myb приходится 0,8 кб, а на долю ets — 1,6 кб.

Трансформирующий ген, по-видимому, является слитным gag-myb-ets и контролирует синтез онкобелка P135gag-myb-ets [Leprince D. et al., 1983]. Прото-ets-последовательности выявлены в нормальных клетках, причем они независимы от c-myb, несмотря на то, что c-myb представляют собой сложный клеточный ген. Последовательности c-ets транскрибируются в нормальных клетках кур и обнаруживаются в составе РНК размером 7,5 кб, в то время как myb-cneцифическая РНК имеет размер 4 кб [Leprince D. et al., 1983].

В клетках кур c-myb содержит 7 экзонов, которые в сумме дают полный аналог v-myb. Общий размер c-myb определен в 16 кб. Различия составляют всего 15 из 1197 нуклеотидов, 9 из них представляют собой замены, 6 представлены трансверсиями.

При анализе связи между вирусными и клеточными доменами в геноме AMV обнаружено:

  1. отсутствие реаранжировки последовательностей,
  2. наличие динуклеотида ГЦ в участке связи между v-myb и перекрывающимся фрагментом pol-env,
  3. наличие заметной гомологии между вирусным геномом и c-myb справа от связи между З´-концом v-myb и env.

C-myb имеет идентичную с v-myb «рамку считывания» и, судя по анализу первичной структуры v-myb и c-myb, белковые продукты этих генов оказались очень сходными [Klemphauer К. Н. et al., 1982].

Вместе с тем, по данным Т. J. Gonda и J. М. Bishop (1983), особенность c-myb заключается в том, что непосредственно к 3´- и 5´-экзону примыкают по одному дополнительному фрагменту, которые отсутствуют в v-myb. При анализе транскрипции c-myb установлено, что основной продукт этого гена в цитоплазме представлен РНК размером 40 кб (размер v-myb-специфической РНК составляет 1,2 кб).

Кроме того, в ядерной РНК обнаружены myb-специфические РНК большего размера, т. е. основной продукт c-myb образуется через стадию предшественника.

Сравнение последовательностей v-myb и c-myb свидетельствует о том, что трансдукция c-myb при образовании v-myb является результатом начальной реаранжировки ДНК с последующим использованием сплайсированной РНК в качестве интермедиата.

Предполагают, что онкогены DLV (myb, myc и erb) могут участвовать как в дифференцировке гематопоэтических клеток (миелоидных и эритроидных), так и в онкогенезе клеток, трансформированных под действием каких-либо иных факторов [Graf Т., Beuy Н., 1980; Stehelin D. et al., 1980].


«Онкогены и канцерогенез», А.И.Агеенко