Ген ski

SKV, содержащий в своем геноме уникальные трансформирующие последовательности ski, является носителем последнего из известных в настоящее время онкогенов ретровирусов птиц.

Геном SKV состоит примерно из 5700 оснований и возник вследствие рекомбинации последовательностей tdB77 с фрагментом нормального гена птиц c-ski: SKV спонтанно продуцировался клетками цыплят, зараженных tdB77 [Temin Н. М., 1982].

Клеточный гомолог c-ski обнаружен в ДНК нормальных клеток птиц и млекопитающих и, вероятно, имеет, как и другие протоонкогены, интронэкзонное строение. Последовательность c-ski уникальна и не имеет гомологичных участков с другими онкогенами птиц [Li J. et al., 1982].

Ген mos

Онкоген mos имеет мышиную природу и обусловливает бластомогенную активность двух дефектных по репликации вирусов сарком мышей Молони (M-MSV) и Газдар (Ga-MSV). В качестве помощника у обоих вирусов функционирует недефектный вирус лейкоза мышей (MuLV). В геноме MSV, состоящем из 5833 нуклеотидов, mos-последовательность располагается в З´-области и с обеих сторон «фланкирована» последовательностями MuLV [Beveren С. V. et al., 1981].

При анализе первичной структуры онкогена mos в клонированном провирусе M-MSV разными группами исследователей были получены несколько противоречивые результаты. Согласно данным одних авторов [Blank К. J., Pincus Т., 1980], единственная открытая рамка считывания состоит из 1224 нуклеотидов, а по данным других — содержит 1159 оснований [Beveren С. V. et al., 1981].

D. Donoghue (1982) считает, что эта рамка принципиально может кодировать белок с молекулярной массой 41 000. Инициируется она внутри последовательностей гена env и затем продолжается в mos-последовательности, где и терминируется.

В геноме мышей c-mos (mu-c-mos) последовательности не содержат интронных вставок и практически идентичны v-mos-последовательностям. В хромосомной ДНК хомяков выявляется один mos-специфический фрагмент размером 4,3 кб, а в геноме мышей — фрагмент размером 6,0 кб, расположенный в хромосоме 4 [D. С. Swan et al., 1982]. В ДНК клеток плаценты человека c-mos в единственной копии локализован в хромосоме 8, которая участвует в реаранжировке хромосом, происходящей в клетках лимфомы Беркитта [Prakash К. et al., 1982].

Физические карты v-mos, M-MSV и c-mos из клеток человека (hu-c-mos) оказались сходными, а по данным рестрикционного и гетеродуплексного анализов имеется фрагмент размером 0,65 кб, полностью гомологичный У v-mos и mu-c-mos [Prakash К. et al., 1982].

Установлено, что hu-c-mos содержит открытую рамку считывания, которая сходна с эквивалентной последовательностью ДНК в mu-c-mos. Незначительные различия заключаются в том, что в mu-c-mos имеется два делецированных фрагмента в 15 и 3 оснований, а в hu-c-mos — один в 9 оснований. Кодирующие последовательности гомологичны на 77 % и терминируются одинаковым opal-кодоном. Открытая рамка считывания для hu-c-mos инициируется кодоном АУГ, который в mu-c-mos находится внутри гена.

Теоретически рассчитанная структура полипептидов, кодируемых обоими генами, свидетельствует о высокой степени их гомологии (253 аминокислоты из 327 общие). Первые 5´-концевых с NH2-конца и последние две аминокислоты с СООН-конца являются общими. В середине полипептидной цепи идентифицировано 4 высококонсервативных участка, содержащих 19 — 26 аминокислот.


«Онкогены и канцерогенез», А.И.Агеенко