Функциональная активность гена А

В последнее время для тестирования функциональной активности гена А используют различные сконструированные плазмидные ДНК, содержащие отдельные фрагменты гена А и ответственные за синтез только определенного белка или его фрагмента [Thummel С. S. et al., 1981; Treisman R. et al., 1981].

Оказалось, что фрагмент большого Т-антигена SV40 с молекулярной массой 17 000, расположенного с NH2-конца полипептида, достаточен для превращения клеток в бессмертную линию (иммортализация) и приобретения ими статуса контактной независимости [Colby W., Shenk Т., 1982; Petite С. A. et al., 1983]. В то же время анализ различных фрагментов среднего Т-антигена вируса PY показал, что для проявления протеинкиназной активности и способности трансформировать клетки у этого белка необходимы не только С-, но и N-концевые аминокислотные последовательности.

Рост клеток при низких концентрациях сыворотки контролируется Т-А-антигеном [Treisman R. et al., 1981; Asselin С. et al., 1983; Rassonlzadegan I. et al., 1983; Templeton D., Eckhart W., 1984]. Для оптимальной экспрессии опухолевого фенотипа in vivo необходимо функционирование среднего и малого Т-антигенов вируса PY [Asselin С. et al., 1984].

Таким образом, экспрессии большого или среднего Т-антигена полиомавирусов достаточно для развития и поддержания трансформированного фенотипа. Малый t-антиген обоих вирусов (SV40 и PY) может либо усиливать трансформацию, либо вызывать различные изменения трансформированного фенотипа.

Показано, что t-антиген участвует в разрушении сети актиновых фибрилл и индукции синтеза активатора плазминогена, т. е. в тех процессах, которые приводят к полной или максимальной трансформации [Graessmann A. et al., 1980; Topp W. С, Rifkin D. В, 1980]. Такие клетки не прикрепляются к подложке, продуцируют значительное количество протеаз. Именно перечисленными свойствами обусловливается онкогенность трансформированных клеток и, следовательно, она контролируется t-антигеном.

Получены данные, позволяющие предположить, что малый t-антиген может функционировать как опухолевый промотор [Topp W. С. et al., 1981]. Кроме того, он играет важную роль в индукции контактной независимости. Показано, что функции t-антигена и NH2-концевого фрагмента Т-А-антигена вируса PY дополняют разные функции среднего Т-антигена [Asselin G. et al., 1983].

Следует отметить еще одну функцию Т-А-антигена паповавирусов
— его способность реактивировать нетранскрибирующиеся («молчащие») рибосомные РНК-гены [Baserga R. et al., 1980; Soprano К. et al., 1980]. Т-Антигены полиомавирусов главным образом ассоциированы с мембранами.

Эти белки обладают протеинкиназной и АТФазной активностью, однако основной вопрос остается до сих пор неразрешенным: как связать ферментативные функции с функциональной активностью Т-антигенов.


«Онкогены и канцерогенез», А.И.Агеенко