Диагностика брюшного тифа и паратифа (Больная А., 58 лет — Внешние симптомы)

Определяется дрожание пальцев рук и языка при его высовывании. Язык обложен белым налетом, сухой. Слизистые оболочки рта суховаты, нормальной окраски. Пульс 100 в 1 мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения, АД 16/9,3 кПа (120/70 мм рт. ст.). Тоны сердца глухие, акцент II тона на аорте. Над легкими перкуторный тон ясный, дыхание везикулярное.

Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под края реберной дуги на 1 см, пальпируется полюс увеличенной селезенки. Стула не было. В анамнезе сыпной тиф в 1943 г. На основании полученных данных в приемном покое установлен диагноз «болезнь Брилла», который затем подтвержден серологически РСК И РПГА.

В приведенном примере не было особых трудностей для правильного распознавания инфекции, а дифференциальный диагноз болезни Брилла с брюшным тифом был весьма прост. В данном случае врач построил свои диагностические рассуждения, опираясь на знания об особенностях современного брюшного тифа, а не на представлении о его клинической картине в целом.

Действительно, брюшной тиф в настоящее время довольно часто (более чем у 1/3 больных) начинается не постепенно, а остро; температура тела может достигать максимума в короткие сроки и не ступенеобразно; сыпь при брюшном тифе возникает обычно на 8—10-й день и обычно скудная, но изредка может появляться и раньше — на 4-5-й день и быть обильной; у некоторых больных лицо может быть гиперемированным, а не бледным, возможна и инъекция сосудов оболочек глаза.

При обоих заболеваниях наблюдаются гепатолиенальный синдром и выраженные симптомы интоксикации — сильные головные боли, бессонница, слабость и, наконец, status typhosus у некоторых больных.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова