Общую картину поведения и внешнего вида больного довершает бледность кожных покровов при достаточно высокой температуре тела, что всегда должно привлечь внимание врача. Конечно, не у всех больных эти симптомы выражены столь ярко, тем не менее всегда заметна именно наклонность к угнетенному состоянию психики больных, к адинамии. При сыпном тифе и болезни Брилла головная боль, бессонница, потеря аппетита и другие симптомы интоксикации развиваются, напротив, на фоне более или менее выраженного возбуждения ЦНС.
Это проявляется прежде всего эйфорией и определенной неадекватностью поведения больного. Несмотря на плохое самочувствие, лихорадку и резкую слабость, больные склонны недооценивать тяжесть своего состояния, они приветливы, разговорчивы, интересуются окружающим, хотя и быстро отвлекаются, нередко неудачно шутят, перебивают врача и других окружающих лиц, демонстрируя «вихрь идей», и т. п.
В случае же развития своеобразного сыпнотифозного менингита (что случается нечасто) больные дезориентированы, галлюцинируют, причем видения носят, как правило, устрашающий характер и заставляют больных вскакивать с постели, спасаться бегством, сопротивляться, проявляя при этом исключительную физическую силу.
Но эти особенности свойственны больше сыпному тифу и при болезни Брилла, даже тяжело протекающей, встречаются очень редко. В ряде случаев при болезни Брилла поведение больных бывает иным — они становятся капризными, раздражительными, грубят, проявляя негативизм в разговоре с врачом и в момент осмотра, но это также свидетельство возбуждения ЦНС.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова