Хорошо известно, в частности, что в спокойный эпидемиологический период в очагах сравнительно редки случаи генерализованной инфекции, а в периоды подъема заболеваемости частота генерализованных форм многократно возрастает. Во время вспышки в 70-е годы, например, менингококкемия выявлялась у 60 — 80 % заболевших, что в 2 — 3 раза больше, чем в предыдущие менее крупные эпидемии инфекции. Кроме того, в эпидемиологически неблагополучные годы значительно чаще диагностируются сверхострые формы менингококкемии и менингита с синдромом отека мозга, возрастает число больных менингоэнцефалитом. Изучение последней вспышки выявило очень тревожное обстоятельство: все больше штаммов менингококка приобретают резистентность к сульфаниламидам и, главное, к пенициллину, появилась нечувствительность возбудителя к тетрациклинам, левомицетину.
В связи с этим летальность от менингококковой инфекции в последние несколько лет довольно высока.
Говоря о менингококковой инфекции и подчеркивая важность быстрой и точной диагностики этой инфекции, особенно уместно вспомнить известное выражение «промедление смерти подобно».
Поздно распознанные, без правильного лечения случаи менингита часто становятся инкурабельными и даже при благоприятном для жизни исходе приводят к тяжелым осложнениям и последствиям. Ранний диагноз менингококковой инфекции чрезвычайно важен и с эпидемиологической точки зрения.
Как и при других воздушно-капельных инфекциях, больной менингококковой инфекцией наиболее заразен и, следовательно, опасен для окружающих в продромальный период болезни, при назофарингите с кашлем, насморком, чиханьем.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова