Экспираторные акты способствуют рассеиванию возбудителя: кроме того, в этой фазе инфекции состояние больного может оставаться удовлетворительным, он сохраняет работоспособность и активность, что еще больше увеличивает его эпидемиологическую опасность. Справедливо считается, что диагностика менингококковой инфекции в период вспышки проще, чем при спорадической заболеваемости.
Уже указывалось, что во время эпидемии менингококковая инфекция протекает обычно в наиболее манифестных формах. Однако улучшение диагностики заболевания в условиях вспышки не в последнюю очередь связано с психологическими моментами в деятельности врача — появлением настороженности в отношении данной инфекции, готовности встретиться с ней у постели больного, приобретением личного опыта в распознавании болезни и т. д. В некоторых случаях, правда, это оборачивается другой крайностью — клинической гипердиагностикой менингококковой инфекции.
Но такого рода ошибки, как правило, менее опасны в прогностическом плане. В 1976 г. менингококковая инфекция была подтверждена у 82,5 % больных, направленных в инфекционную больницу им. М. П. Боткина с этим диагнозом. Из общего числа больных менингококковой инфекцией почти половина (43,3 %) были направлены с другими диагнозами.
Диагностирование (особенно раннее) этого тяжелого заболевания обусловлено необходимостью раннего начала лечения, ибо от этого зависит его исход.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова