При менингококковой инфекции высыпания происходят беспорядочно и с самого начала элементы сыпи определяются в самых различных областях тела, причем на лице они встречаются сравнительно редко при тяжелых формах заболевания.
При кори высыпания следуют строго закономерно: в 1-й день (4—5-й день болезни) сыпь появляется на лице и шее, во 2-й — на туловище, бедрах и руках, на 3-й день она распространяется на голени и стопы и к этому времени ее элементы на лице уже заметно бледнеют. Этапность высыпаний — важнейшая особенность сыпи при кори, которая не ускользает от внимания больного и окружающих его лиц обычно они по собственной инициативе сообщают об этом врачу, облегчая тем самым диагностическую задачу.
Если больной самостоятельно не описывает все особенности появившейся у него сыпи, то следует активно расспросить его о времени возникновения, возможной этапности высыпания, динамике элементов с оценкой их количества (нарастание, уменьшение в числе) и т. п. В приведенном наблюдении необходимо отметить как бесспорно положительный тот факт, что врача, диагностировавшего менингококковую инфекцию у больного Ю., не смутило отсутствие у него менингеальных знаков.
Действительно, большинство врачей хорошо восприняли опыт последней вспышки менингококковой инфекции, во время которой менингококкемия без менингита встречалась у каждого десятого больного [Покровский В. И. и др., 1976]. Таким образом, отсутствие менингеальных симптомов у больного Ю. не имело решающего значения для дифференциальной диагностики, тем более, что корь может осложняться специфическим вирусным менингоэнцефалитом. По мнению шведских ученых, например, это случается более часто, чем обычно предполагают [Reinicke V. et al., 1974].
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова