Бронхиальная проходимость

Как упоминалось выше, усилия дыхательной мускулатуры направлены на преодоление не только эластического сопротивления легких, но и сопротивления, возникающего при движении воздуха по трахеобронхиальному дереву. Величина бронхиального сопротивления (В) зависит от длины, поперечного сечения и формы дыхательных путей, физических свойств (плотности и вязкости) движущегося по ним газа, характера и скорости воздушного потока.

Известно, что сопротивление потоку возрастает обратно пропорционально четвертой степени радиуса воздухопроводящих путей. Неровности, перегибы, сужения бронхов, особенно при больших скоростях движения воздуха, переводят ламинарный (линейный) поток в турбулентный (вихревой), при котором сужение бронхов сказывается на увеличении бронхиального сопротивления еще в большей мере (Л. Л. Шик, 1973).

Бронхиальное сопротивление значительно изменяется на протяжении дыхательного цикла. В момент дыхательной паузы, естественно, бронхиальное сопротивление равно нулю. При ламинарном потоке сопротивление пропорционально скорости, при турбулентном — квадрату скорости. Мерой бронхиального сопротивления (Е) является величина альвеолярного давления, которая обеспечивает скорость воздушного потока, равную 1 л/с.

При спокойном дыхании скорость потока не превышает 0,5 л/с, и бронхиальное сопротивление в норме составляет около 2 см вод. ст. * л-1 * с. При усилении дыхания Н может возрасти до 5 — 10 см вод.ст. – л-1– с. В условиях патологии уже при спокойном дыханиия возрастает до 5 — 10 и даже 20 см вод.ст. – л-1 – с, т. е. в 5 — 10 раз против нормы.

«Руководство по пульмонологии», Н.В.Путов