Воротами инфекции при гистоплазмозе являются дыхательные пути. Ингаляторное и энтеральное заражение обосновано экспериментально. Нельзя отрицать возможность заражения через травмированную кожу животных и человека. Заражение гистоплазмой в отличие от кокцидиоидного гриба осуществляется обычно в закрытых помещениях. Установлена возможность заражения при коротком пребывании на силосных станциях, при очистке птичьих гнезд, при посещении пещер, где обитают летучие мыши, на земляных работах в тех местах, где в земле содержатся споры.
Заболевание гистоплазмозом спелеологов, посещавших указанные пещеры, закономерные положительные результаты специфических кожных проб на гистоплазмин у них свидетельствуют о воздушнопылевом пути заражения.
Рядом авторов описаны лабораторные заражения, преимущественно ингаляторным путем, среди сотрудников микологических лабораторий, причем у 60% заразившихся не было обнаружено никакой патологии, кроме позитивных специфических иммунологических реакций. Роль кровососущих насекомых, в частности клещей, в передаче возбудителя гистоплазмоза еще не доказана.
Важная роль в эпидемиологии гистоплазмоза отводится домашним животным и диким грызунам. Культуры Н. capsulatum выделялись от норвежских крыс, кошек, собак, летучих мышей, скунцов, енотов, лис, хорьков, лошадей, коров и овец, нередко болеющих в эндемических зонах атипичными хроническими формами гистоплазмоза.
Собаки наиболее восприимчивы к инфекции, легко заражаются лабораторные и дикие грызуны, особенно мыши и крысы. Летучие мыши играют активную роль в эпидемиологии гистоплазмоза, их считают источниками гистоплазмозной инфекции. В пробах почвы из различных мест обитания летучих мышей обнаруживают гистоплазмозный гриб.
Он выявляется в гнездовьях не только кур, но и других птиц. Установлено, что экстракты из помета кур и скворцов оказывают стимулирующее влияние на споруляцию Н. capsulatum. Наряду с этим во многих районах мира, имеющих пещеры, где обитают летучие мыши и птицы, заболевания гистоплазмозом не обнаруживаются.
Все попытки инфицировать кур суспензией мицелия гистоплазмозного гриба оказались неудачными. Высокая температура тела птиц (примерно 42°) препятствует его росту в организме.
«Руководство по воздушно-капельным инфекциям», И.К.Мусабаев