Максимум накопления йода-131 щитовидной железой

По У. Б. Байзакову (1958—1968), содержание йода в почве, воде и пищевых продуктах в низкогорных районах Чуйской долины (760—1200 м) снижено. Естественно, выявленное нами некоторое понижение функциональной активности щитовидной железы у жителей низкогорья казалось бы можно связать с недостатком йода в почве, воде и пищевых продуктах.

Однако по данным радиойодинди-кационных исследований у здоровых жителей Чуйской долины мы не наблюдали высоких показателей накопления йода-131 в щитовидной железе и низких показателей выделения его с мочой, свойственных непрофилактируемым эндемическим по зобу районам. Заметим, что и по У. Б. Байзакову (1963), гипофункция щитовидной железы у жителей Чуйской долины не всегда стояла в соответствии с содержанием йода в воде, почве и пищевых продуктах.

Отсюда есть основания считать, что тенденция к гипофункции щитовидной железы у здоровых жителей низкогорья Тянь-Шаня обусловлена комплексом факторов: особенностями горного климата, влиянием более высокой температуры среды на малых высотах и, возможно, в какой-то степени недостатком йода в почве, воде и продуктах питания.

Результаты клинических, радиоизотопных и радиоиммунологических исследований щитовидной железы у здоровых жителей низкогорья (г. Бишкек и районы Чуйской долины) мы приняли за нормы — основу, с которой сопоставляли аналогичные показатели, полученные при исследовании здоровых людей в условиях среднегорья и высокогорья Тянь-Шаня и Памира. По нашим данным, у женщин в возрасте до тридцати лет, а у мужчин — до сорока, максимум накопления йода-131 щитовидной железой определяется через 24 часа, а в более старшем возрасте — через 48 часов.

24-часовой показатель накопления йода-131 щитовидной железой с возрастом понижается лишь у мужчин. У женщин же, напротив, с возрастом показатели накопления йода-131 щитовидной железой имеют тенденцию к повышению, при этом достоверно повышаются лишь четырех- и 24-часовые показатели в возрасте от 20 до 39 лет. Следовательно, при изучении функции щитовидной железы нужно учитывать возрастные особенности.

Этот факт, по Г. А. Кайсарьянц (1955), К. Л. Гиоргадзе (1966) и нашим данным, может иметь практическое значение при изучении функционального состояния щитовидной железы у людей пожилого возраста, у которых показатели верхней нормы накопления йода-131 щитовидной железой следует оценивать с большой осторожностью.

«Щитовидная железа и высокогорье», И.Т.Калюжный