Височно-челюстного сочленения синдром

Чаще всего одностороннее поражение. Боль в ухе или вокруг него, заложенность уха, шум, боль при движениях нижней челюсти, головная боль, расслабление жевательной мускулатуры, щелчки в височно-челюстном суставе, боль в зубах на этой же стороне, жгучая боль в соответствующей половине шеи, боль в плече, першение, боль при глотании. При исследовании выявляется расслабление жевательной мускулатуры, спазм наружной крыловидной мышцы, крепитация при движениях нижней челюсти, отклонение ее в сторону при открывании рта и ограничение ее подвижности, гиперестезия кожи соответствующей половины лица.

При рентгенографии наблюдаются ограничение подвижности височно-челюстного сустава, сужение суставной щели, эрозии суставных поверхностей. Чаще всего болезнь встречается у лиц до 50 лет.

Лечение

Мягкая пища, УВЧ или диатермия, транквилизаторы, внутрисуставные инъекции новокаина, лидокаина, а также инъекции в жевательную мускулатуру при болях в ней, специальные упражнения для височно-челюстного сустава. Хирургическое лечение состоит в миотомии, кондилэктомии, менискэктомии, протезировании сустава.

Выделения из уха

Смотрите — Отит острый наружный и Отит средний гнойный.

Глухонемота (surdomutitas)

Является результатом врожденной или приобретенной в раннем детстве (примерно до 3 лет) глухоты. Ребенок, не воспринимая речь окружающих его людей, не может научиться говорить или же забывает усвоенную им речь. При наступлении глухоты после 5 — 7 лет приобретенные речевые навыки сохраняются, но изменяются. Немота, таким образом, является следствием глухоты.

Глухота может быть обусловлена наследственными или врожденными факторами. Что касается наследственных (генетических) факторов, то чаще всего наследственная глухота передается по рецессивному типу (около 90%), значительно реже по доминантному. Лишь в незначительном проценте случаев глухота связана с полом.

Наследственная глухота может быть основным симптомом (например, при глухонемоте) или быть одним из проявлений поражения ряда органов и систем. Различают свыше 60 типов наследственной глухоты.

Они могут быть сгруппированы следующим образом:

  1. Тип Мишеля — редкий, характеризуется отсутствием лабиринта или части пирамиды височной кости с нормальным развитием наружного и среднего уха.
  2. Типы Мондини, Шайбе, Александера и др., характеризующиеся различными проявлениями дефектного развития лабиринта (костной и перепончатой частей).
  3. Дегенеративные изменения клеток спирального ганглия и волокон улиткового нерва без патологии перепончатой части улитки. При рецессивном типе глухоты вестибулярная функция обычно не нарушается. При наследственной глухоте в комплексе с другими аномалиями развития наблюдается патология звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата. При этом отсутствует все среднее ухо или та или иная патология касается отдельных слуховых косточек.

Описан ряд синдромов (Ушера, Пендреда, Альпорта, Вандер-Хуве, Франческетти-Цвалена, Варденбурга, Клиппеля-Фейля) дефектов слуха при патологии хромосомного аппарата (трисомии 17, 18, 21, X, О и др.) и т. д. Во избежание наследственной тугоухости должны быть исключены браки между родственниками, необходима медикогенетическая консультация перед браком и рождением ребенка.

Врожденная глухота возникает в эмбриональном периоде под влиянием того или иного вредного фактора, воздействующего на закладку или дальнейшее развитие органа слуха.

Аномалии развития внутреннего, а также среднего и наружного уха, особенно выраженные в первые 3 — 4 мес беременности (в период закладки органа слуха) обусловлены инфекционными (вирусными) агентами, сифилисом, токсическими (в частности, медикаментозными), радиационными, гормональными факторами, авитаминозом. Влияние, например, вирусной инфекции подтверждается тем, что при заболевании краснухой женщин в первые 3 мес беременности плод поражается не менее, чем в 50% случаев.

Нередко это приводит к гибели плода или развитию врожденных пороков, главным образом сердца, поражению слухового и зрительного органов и центральной нервной системы. Нельзя отрицать значения неблагоприятных социально-экономических факторов в формировании врожденной глухоты.

Приобретенная глухота наблюдается чаще, чем врожденная, и нередко возникает в результате инфекционных заболеваний. Наиболее часто глухота развивается при цереброспинальном менингите, скарлатине, при которой поражается среднее и внутреннее ухо, при кори; реже глухота вызывается тифами, сифилисом, дифтерией, эпидемическим паротитом, гриппом и коклюшем.

Среди других причин глухоты большое место занимают травмы черепа. Родовая травма, сдавление головки при узком тазе, наложение щипцов, длительная асфиксия могут повести к поражению слуха.

При врожденной глухоте вестибулярная функция часто сохранена, тогда как при приобретенной страдают почти всегда обе функции лабиринта вследствие распространения воспалительного процесса во внутреннем ухе или в стволе нерва.

Глухонемой человек не теряет способности произносить звуки и может научиться разговорной речи. Речь у глухонемых и глухих, не контролируемая слухом, отличается монотонностью. Диагностика глухо немоты в раннем детском возрасте очень затруднительна. Следует учесть заявление родителей об отсутствии у ребенка реакции на звуки, а также результаты исследований свистками, камертонами.

Чтобы определить наличие слуха, используют ряд безусловных рефлексов, например, ауропальпебральный рефлекс (появление рефлекторного мигания век) и ауропупиллярный рефлекс (сужение и расширение зрачка при поднесении к слышащему уху звучащего предмета или камертона).

В более трудных случаях для определения наличия слуха следует прибегать к объективной аудиометрии (импедансометрия, электрокохлеография, электроэнцефалоаудиометрия).

Лечение глухонемых до сих пор малоэффективно. Поэтому главной заботой в отношении их является обучение словесной речи, которое достигается путем использования зрения («чтение с лица»), осязания и остатков слуха, которые обнаруживаются примерно у половины глухонемых.

Такое обучение проводится в специальных школах, куда детей принимают с 7-летнего возраста, и в дошкольных учреждениях.

Метод обучения выбирают в зависимости от возраста, имеющихся остатков слуха и других индивидуальных особенностей. Многие глухонемые не только овладевают словесной речью и основами наук, но и оканчивают высшие учебные заведения, успешно трудятся в различных отраслях народного хозяйства.

«Справочник по оториноларингологии», А.Г. Лихачев