Лейшманиоз висцеральный (общий) (Диагноз)

Диагноз

Наличие эпидемиологических данных и клиническая картина болезни позволяют установить диагноз болезни. Он основывается на 2—3-кратных колебаниях температуры в течение суток (с ознобами при подъеме температуры и с потами при ее снижении), на значительном и быстром увеличении селезенки с учетом прогрессирующего исхудания больного, характерных изменений картины крови, соответствующих эпидемиологических указаний (проживание в тех местностях, где встречаются случаи висцерального лейшманиоза).

Достоверным лабораторным подтверждением клинического диагноза служит обнаружение под микроскопом лейшмании в толстой капле или в мазках крови больного, окрашенных по Романовскому-Гимза.

Необходимо просмотреть большое количество мазков, так как в периферической крови лейшмании находятся в очень незначительных количествах. Наиболее часто лейшмании удается обнаружить на окрашенных по Романовскому-Гимза мазках из пунктата костного мозга грудины, полученного при помощи специальной иглы.

Вспомогательное значение в диагностике висцерального лейшманиоза может иметь формоловая проба. При добавлении к 1 мл сыворотки крови больного лейшманиозом двух капель 40% раствора формалина в случаях, когда формоловая проба положительна, можно наблюдать помутнение и желатинизацию сыворотки.

В неясных случаях требуется дифференциальная диагностика с хронической миэлоидной лейкемией и малярией. Хроническая миэлоидная лейкемия сопровождается лейкоцитозом и патологическим изменением лейкоцитарного ряда, начиная от миэлобластов, промиэлоцитов, миэлоцитов и юных клеток. Периодичность лихорадочных приступов (главным образом при трехдневной и четырехдневной малярии), менее быстрое и не столь резко выраженное развитие таких симптомов, как увеличение селезенки, гипохромная анемия, лейкопения и лимфоцитоз, отличают малярию от висцерального лейшманиоза; кроме того, у этих больных повторные исследования толстой капли и мазков крови, окрашенных по Романовскому-Гимза, позволяют обнаружить плазмодии.

«Справочник практического врача», П.И. Егоров