Сложность формирования сосудистой ножки

Некоторая сложность формирования сосудистой ножки является основной причиной отказа хирургов от лоскутной пластики в пользу свободной пересадки волосистой кожи. Заготавливая лоскут, в височной области производят один разрез кожи спереди от пульсирующей артерии и выделяют ее. Выше выкраивают лоскут соответственно брови, который висит на обнаженной артериальной коже.

Оставление в лоскуте только одной артерии приводит к осложнению.

Еще J. Horsley (1915) заметил, что лоскут при этом отекает, становится цианотичным. Только через 1 нед, с восстановлением венозного кровотока, отек начинает спадать. По данным D. Kernahan с соавт. (1961), в первые 72 ч после операции в лоскуте возникает резкий застой, нередко заканчивающийся частичным или полным некрозом кожи.

М. В. Мухин (1965), А. И. Дайхес (1972) в изолированной сосудистой ножке старались сохранить также и наружную височную вену. По данным М. В. Мухина (1965), из 33 операций в 2 случаях наступил полный некроз лоскута, в 2 — облысение, в 3 — краевой некроз. В 29 (88%) наблюдениях получен хороший результат.

Причиной неудач являлись травма сосудов при их выделении, чрезмерное удаление клетчатки, натяжение сосудистой ножки и неправильное положение ее в подкожном туннеле. Чтобы избежать повреждения сосудов, Kuel Schin-Jeng с соавт. (1964) выкраивают кожно-сосудистый лоскут во всю длину наружной височной артерии.

До надбровной дуги лоскут укладывают поверх кожи.

Спустя 14 дней после операции лоскут, расположенный в ране надбровной области, отсекают от ножки, а последнюю помещают на прежнее место. Ту часть лоскута, которая служит сосудистой ножкой и расположена поверх кожи, авторы советуют свернуть в трубку или покрыть дерматомным трансплантатом, что значительно усложняет операцию.

«Реабилитация обожженных», В.В.Юденич