Если кожно-рубцовые контрактуры можно ликвидировать кожно-пластическими операциями, выбирая метод в соответствии с локализацией и распространенностью рубцов, а также резервами неповрежденной кожи, то при тяжелых контрактурах с вовлечением в рубцовый процесс глубоко лежащих тканей (сухожилий двуглавой и плечевой мышц, боковых связок и капсулы сустава) адекватное рассечение рубцов не обеспечивает полного разгибания локтевого сустава. В таких случаях не следует прибегать к одномоментной насильственной редрессации на операционном столе, поскольку это может вызвать повреждение сосудов и нервов, кровоизлияния и стать стимулом к росту новых рубцов.
Раньше при мышечных контрактурах часто удлиняли сухожилия двуглавой мышцы плеча [Гуляев В. Н., 1968, Крылов К. М., 1970, Редькин Г. А., 1973, Повстяной Н. Е., 1973]. D. Larson с соавт. (1979) рекомендуют после рассечения рубцов применять дозированное скелетное вытяжение и при достижении полного разгибания рану закрывать расщепленной кожей. По нашему мнению, целесообразно первичное одноэтапное закрытие всей раны.
Если расщепленная кожа положена на рану после освобождения из рубцов всей локтевой ямки и боковых поверхностей сустава и без натяжения, то некоторое увеличение площади послеоперационной раны вследствие полного разгибания локтевого сустава не оказывает влияния на приживление кожного трансплантата и не снижает ни функционального, ни эстетического эффекта. Небольшое недоразгибание сустава в пределах 10—30° можно устранить без скелетного вытяжения с помощью физиотерапевтических мер.
Если недоразгибание превышает указанный предел, то целесообразно использовать дистракционный аппарат Волкова—Оганесяна. Спицы проводят через плечевую и локтевую кости. Вначале создается дистракция, затем дозированная редрессация. В течение 5—7 дней предплечье становится по оси плеча.
Аппарат накладывают после завершения свободной кожной пластики, но спицы можно провести и до рассечения рубцов. Аппарат создает покой конечности, способствует хорошему приживлению расщепленной кожи, легко переносится больным, обеспечивает хороший доступ к ране и уход за ней.
Наблюдаются случаи послеожоговых контрактур, когда ограничение движений в локтевом суставе обусловлено рубцовым перерождением и сморщиванием боковых связок локтевого сустава. У тяжелых больных, длительно лежащих в постели, надмыщелки плеча подвергаются давлению и ишемии. Возникает некротический процесс, вследствие чего мягкие ткани, в том числе и связки, замещаются рубцом, плотно связанным с костью.
Плотная фиксация рубца к надмыщелку — характерный клинический признак поражения боковых связок. При большей распространенности воспалительного процесса сморщиваются не только связки, но и капсула сустава. Плотные рубцы окружают и локтевой нерв.
«Реабилитация обожженных», В.В.Юденич