Было бы, однако, ошибочным рассматривать окклюзию приводящей петли как результат механических факторов, нарушения методики и техники оперативного вмешательства: слишком высокая фиксация приводящей петли к малой кривизне культи желудка, перекрут приводящей петли в области связки Трейца.
Выраженные нарушения моторной функции двенадцатиперстной кишки — так называемый функциональный дуоденостаз, нередко встречающийся у больных с дуоденальными язвами, — может способствовать развитию острого синдрома приводящей петли и несостоятельности швов культи двенадцатиперстной кишки. К тому же нарушения моторики двенадцатиперстной кишки, предшествующие оперативному вмешательству, усугубляются им, особенно в раннем послеоперационном периоде.
В развитии недостаточности швов культи двенадцатиперстной кишки большое значение имеют также общие факторы, вызывающие снижение репаративных способностей тканей; анемизация при операциях по поводу профузных гастродуоденальных кровотечений; недостаточная предоперационная коррекция белкового и водноэлектролитного дисбаланса, особенно у больных со стенозом привратника. С. С. Юдин, Е. Л. Березов, Б. С. Розанов отмечают, что расхождение швов культи чаще встречается у больных, оперированных в поздние сроки от начала кровотечения при развившейся тканевой гипоксии.
Клиническая картина. Несостоятельность культи двенадцатиперстной кишки обычно развивается на 4—6й день после операции. Нередко осложнение возникает на фоне гладкого течения послеоперационного периода. Однако чаще этому предшествуют в той или иной степени выраженные эвакуаторные нарушения из культи желудка — тошнота, рвота, чувство полноты и тяжести в эпигастрии. С первых же дней после операции у таких больных приходится прибегать к повторному зондированию культи желудка или даже к постоянной аспирации. Через назогастральный зонд ежедневно эвакуируется большое количество застойного желудочного содержимого. Отмечают повышенную температуру и увеличение числа лейкоцитов крови. Лейкограмма не имеет тенденции к нормализации.
На 4—6й день после операции, чаще внезапно, появляются резкие боли в эпигастрии и правом подреберье с иррадиацией в правую надключичную область, плечо и лопатку. Боли усиливаются при глубоком дыхании. Появляется жажда и сухость во рту. Заостряются черты лица. Учащается пульс. При пальпации отмечают резкую болезненность и напряжение мышц в правом подреберье и эпигастрии, положительный симптом Щеткина—Блюмберга. Нередко уже в ближайшие 4—8 часов после катастрофы развивается желтушная окраска покровов и склер. Лишь у немногих больных несостоятельность культи двенадцатиперстной кишки протекает без острого синдрома и проявляется в более поздние сроки образованием глубоких инфильтратов в брюшной полости, чаще в области правого подреберья, интермиттирующей температурой, сдвигом лейкоцитарной формулы влево.
«Резекция желудка и гастрэктомия», В.С.Маят