При лечении эпидуральных абсцессов, возникших в результате поражения лобной пазухи, тактика аналогична описанной выше. Если во время операции на пазухе обнаруживается дефект ее задней стенки, то обнажается твердая мозговая оболочка с удалением кости до видимых здоровых отделов.
Когда эпидуральный абсцесс развился как следствие гнойного этмоидита, а у детей более старшего возраста — сфеноидита, то возникает необходимость в ликвидации первичного очага инфекции, что осуществляется широким вскрытием всех пазух решетчатой кости или клиновидной пазухи. Указанные оперативные вмешательства допустимо проводить как эндоназальным способом, так и наружным подходом [Пальчун В. Т. и др., 1977; Шеврыгин Б. В., 1979].
На втором этапе, проводимом совместно с нейрохирургами, обнаруживаются и дренируются гнойные очаги в области передней черепной ямки. Успех лечения в большой мере зависит от точности диагностики и своевременного опорожнения гнойника [Brook К., Friedman К., 1982].
Не меньшие затруднения встречаются при лечении риносинусогенных субдуральных абсцессов. Обнаружение и дренирование субдурального абсцесса в значительной степени облегчается при выявлении дефекта стенки придаточной пазухи в момент операции. Но это относится только к субдуральным абсцессам, возникшим при фронтите в случае распространения инфекции контактным путем.
На операции определяется участок деструкции (фистула) задней костной стенки лобной пазухи. Обнаружив фистулу в кости, хирург снимает внутреннюю пластинку пазухи вплоть до видимых здоровых участков, обнажая до этих же пределов твердую мозговую оболочку.
Далее по ходу нарушения целостности твердой мозговой оболочки она вскрывается и абсцесс дренируется. При отсутствии дефекта в твердой мозговой оболочке рассечение ее производится в месте наибольшего выбухания [Калинкин В. 3., 1974] с последующим удалением абсцесса и дренированием [Фотин А. В. и др., 1976].
Наиболее трудную задачу представляет лечение синусогенных абсцессов мозга. Обязательным условием для эффективной терапии данного осложнения синуситов является широкое и тщательное вскрытие всех пораженных придаточных пазух носа [Калинкин В. 3., 1974; В rook K. Friedman E., 1982].
В дальнейшем проводится массивная антибактериальная, дегидратационная и общеукрепляющая медикаментозная терапия. Последняя преследует цель локализовать инфекционно-воспалительный процесс и создать условия для возможного формирования капсулы абсцесса. Локализацию абсцесса и степень образования его капсулы уточняют методом эхоэнцефалографии и, главным образом, каротидной ангиографией.
По мнению В. П. Бондарь и Л. К. Криваковой (1976), существуют 3 вида течения абсцессов мозга синусогенного происхождения, зависящие от пути проникновения инфекции в полость черепа: хроническое течение абсцессов, развивающихся при контактном пути инфицирования; подострое, возникающее в случае распространения инфекции по венозным коллекторам; молниеносное развитие абсцесса, когда инфекция попадает в вещество мозга гематогенно.
«Воспаление придаточных пазух носа у детей»,
М.Я. Козлов