Возрастной период от 2 до 4 лет (дифференцировка функциональных и органических гиперкинезом)

Наиболее частой дифференциально-диагностической задачей является дифференцировка функциональных и органических гиперкинезом. При органических гиперкинезах обычно выявляются и другие симптомы поражения подкорковых ганглиев: изменение мышечного тонуса, постуральные феномены, нередко слабость конвергенции.

Кроме того, органические гиперкинезы гораздо меньше напоминают целенаправленные действия, а очень часто вообще невоспроизводимы. При длительно наблюдающемся гиперкинетическом синдроме возникает гипертрофия мышц, участвующих в насильственных движениях.

Тщательное обследование больного обычно позволяет выявить признаки текущего патологического процесса (ревматизм, нейроинфекции, дегенеративный процесс) либо установить наличие вредных воздействий (родовая травма, гемолитическая желтуха).

Помимо седативной и общеукрепляющей терапии, важное значение имеют педагогические мероприятия, организация игровой деятельности ребенка, ликвидация его напряженности. В ряде случаев хороший эффект дает искусственное воспроизведение гиперкинезов: систематически, 2 – 3 раза в день ребенок должен до 10 – 15 раз подряд произвольно совершать те движения, которые у него возникают насильственно.

В итоге создается возможность волевого, сознательного управления гиперкинезами, и они исчезают.

Для детей в возрасте 2 – 4 лет характерна еще одна группа функциональных расстройств – нарушения речи. Развернутая, фразовая речь, умение формулировать свои мысли, производить обобщения – все это формируется в указанном возрастном периоде, и различные соматические вредности, психогенные воздействия могут не только нарушить уже сформировавшиеся речевые навыки, но и затормозить их развитие.

Кроме того, артикуляция речи, «техника» построения слов из слогов в этом возрасте еще несовершенны – до 2 – 3 лет можно говорить о физиологической дислалии. Поэтому различные вредные факторы способны привести к расстройствам речедвигательного аппарата.

«Детская неврология», О.Бадалян

← Назад
Вперед →