Возрастной период от 6 до 8 лет (неадекватное поведение)

Весьма характерным является неадекватное поведение в классе, имеющее подспудной целью обратить на себя внимание, выделиться из общей массы. В некоторых случаях ребенок ведет себя в школе вполне корректно, но зато дома его поведение заметно ухудшается, словно он вымещает на родных свои школьные обиды.

Если ребенок рос хрупким, нерешительным, мало общался с детьми, то его поступление в школу может усугубить эту «забитость» – он становится еще более замкнутым, возможно появление полного или элективного мутизма, заикания, навязчивых движений и действий, недержания мочи, навязчивых позывов на дефекацию перед уходом в школу.

У детей с чрезмерно развитым чувством ответственности могут возникать навязчивые опасения проспать начало занятий, получить двойку и т. д. Нередко появляются жалобы на головные боли, быструю утомляемость, снижение памяти, беспокойный сон, раздражительность.

Эти и подобные им расстройства обычно ухудшают успеваемость. В каждом отдельном случае необходимо разобраться, является ли плохая успеваемость следствием неадекватного поведения, внутренней неустроенности или, наоборот, указанные симптомы возникают как результат интеллектуальной недостаточности, невысоких умственных способностей.

Среди невротических расстройств данного возрастного периода особое место занимает недержание мочи и прежде всего ночное недержание (ночной энурез). До 4 – 5 лет эпизоды ночного недержания мочи могут еще рассматриваться как варианты разлития, но в более старшем возрасте эти явления следует расценивать как патологию.

Ночной энурез – сборная группа расстройств мочеиспускания, поскольку механизмы его возникновения различны.

«Детская неврология», О.Бадалян