Психология больных

Неправы медики, которые, встретив малейшее сомнение со стороны больного в целесообразности той или иной процедуры или операции, спешат обвинить его в нежелании лечиться и приклеивают ему ярлык «строптивого», «самонадеянного», «упрямого».

Ценную мысль, помогающую понять смысл взаимоотношений «медицинский работник — больной» развил в своем выступлении в 1928 г. проф. В. Л. Боголюбов: «Психология больных, как во времена Гиппократа, так и в наши дни по отношению к врачу осталась одна и та же — они переносят недостатки и несовершенства медицины на самую личность врача, делая только ее, только эту личность ответственной за неуспех и неудачу лечения».

Памятуя об этой истине, не следует категорично настаивать на тех или иных операциях или исследованиях, если они не являются для больного жизненно необходимыми. Больной может сомневаться в необходимости операции, инъекции, эндоскопического исследования и другой манипуляции. В этих случаях не следует отказываться от лечения пациента, нужно дать ему время подумать, посоветоваться с родными и близкими, помочь самому прийти к убеждению выполнить рекомендации врача.

Грубая деонтологическая ошибка — настаивать на операции вопреки согласию больного, обещая ему полное и быстрое излечение. Не следует препятствовать больному в получении консультаций коллег. Если ваши диагноз и план лечения правильные, то последующие «мытарства» больного, как правило, подтвердят это и укрепят ваш авторитет. Другое дело, если потерянное время может пагубно отразиться на состоянии пациента, сделает помощь запоздалой… Об этом следует предупредить больного в решительной форме.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов

Вперед →