Краснуха (Больной Е., 17 лет)

Больной Е., 17 лет, учащийся, заболел 03.02 остро, повысилась температура тела до 37,5 °С, появились боли в горле, небольшой кашель, головная боль. 04.02. на теле появилась сыпь. 05.02 обратился к врачу и в этот же день госпитализирован в больницу им. С. П. Боткина с диагнозом «корь». При осмотре в приемном отделении состояние удовлетворительное, температура 37,5 °С.

Слабо выраженный конъюнктивит. Пальпируются увеличенные болезненные затылочные, заднешейные лимфатические узлы. На коже лица, туловища и конечностеи мелкопятнистая сыпь, местами папулезная, необильная, фон кожи не изменен. Язык обложен белым налетом. Зев умеренно гиперемирован, миндалины не увеличены, налетов нет. Слизистая оболочка рта чистая. В легких дыхание везикулярное.

Хрипы не прослушиваются. Тоны сердца отчетливые. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. При сборе эпидемиологического анамнеза выяснилось, что в училище, где учится больной, были случаи краснухи. С диагнозом «краснуха» направлен в бокс. При обследовании диагноз краснухи подтвержден серологически: 06. 02 РНГА в титре 1:320; 10. 02 — 1:640. Течение болезни благоприятное, без осложнений.

В данном примере ошибка в диагностике краснухи, которая была принята за корь, связана с недостаточным знанием врачом симптомов этого заболевания. У больного были все признаки, характерные для краснухи. Сыпь появилась на 2-й день болезни, отсутствовала этапность высыпания, не было пятен Вельского — Филатова — Коплика. Отмечалось увеличение затылочных лимфатических узлов.

Не были учтены врачом и данные эпидемиологического анамнеза (контакт с больным краснухой).

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова