Психастения (psychasthenia)

Этиология и патогенез

Возникает преимущественно у лиц с тревожно-мнительным характером. Начало болезни часто бывает связано с соматическим и психическим истощением и травмами. Развитие психастении стоит в непосредственной зависимости от нарушения нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами. И. П. Павлов считал характерным для психастении резко выраженное болезненное преобладание корковой деятельности над подкорковой и второй сигнальной системы над первой.

Ряд авторов относит синдром навязчивых состояний к отдельному, самостоятельному заболеванию, к чему в последние годы жизни склонялся и И. П. Павлов. Однако он считал, что симптомы навязчивых состояний бывают и при психастении.

А. Г. Иванов-Смоленский полагает, что все навязчивые явления могут быть разделены на две группы, которые, однако, разграничены нерезко:

  1. навязчивые явления возбуждения (навязчивые мысли, идеи, представления, страхи, движения и т. д.);
  2. навязчивые явления торможения (боязнь глубины открытых пространств, высоких мест, выступлений и пр.).

В основе навязчивых явлений лежат два патофизиологических механизма. Если нормальная нервная система характеризуется легкостью перехода от состояния возбуждения к торможению и обратно, способна легко создавать временные функциональные структуры, то при явлениях навязчивости наблюдается тенденция задерживаться, застревать на определенных состояниях.

Это так называемая патологическая инертность. И. П. Павлов дает также физиологическое объяснение того факта, что больные вне своих навязчивых идей, сконцентрированных вокруг определенных вопросов или событий, могут вести себя правильно. Это объясняется открытым И. П. Павловым законом «системности» явлений, протекающих в центральной нервной системе.

«Справочник практического врача», П.И. Егоров