Микроцефалия (клиническая картина)

Клиническая картина микроцефалии зависит от того, в какой стадии развития плода действовала та или иная причина. В некоторых случаях диагноз микроцефалии можно установить при рождении или в первые месяцы жизни ребенка на основании тенденции к замедленному нарастанию размеров головы и диспропорции между темпами увеличения головы и окружности груди. Ведущим симптомом является диспропорция между мозговой и лицевой частями черепа, между головой и туловищем.

Очень характерен вид больного: голова сужена кверху, лоб низкий, покатый, выступают надбровные дуги, ресницы очень длинные, густые, уши большие, оттопыренные, несимметричные, низко расположенные, зубы большие, редкие, часто кариозные, нёбо высокое, узкое. Рост черепа больше идет в длину, и высота его мало меняется в течение жизни. Диспропорция между мозговой и лицевой частями черепа с возрастом увеличивается.

Основное место в клинической картине занимают симптомы интеллектуального дефекта, достигающего обычно значительной степени (идиотия, имбецильность, реже дебильность). Психическое недоразвитие носит тотальный, диффузный характер. Относительно лучше сохраняются эмоции.

В зависимости от особенностей темперамента, степени активности и подвижности нервных процессов больных микроцефалией принято делить на две психопатологические группы: торпидную и эретическую.

Больные первой группы отличаются вялостью, малой подвижностью, безучастностью к окружающему. Деятельность их крайне ограничена, носит пассивно-подражательный характер. При резком снижении интеллекта относительно сохранена эмоциональная сторона личности. Чаще встречаются больные эретической группы. Поведение их характеризуется чрезмерной подвижностью, суетливостью, стремлением к деятельности.

Нарушена способность больных к концентрации внимания – оно крайне неустойчиво.

При более легкой степени олигофрении благодаря хорошей подражательной способности, механической памяти, живости эмоций больные относительно неплохо овладевают навыками правильного поведения, приобретают некоторую практическую ориентировку, что позволяет им лучше адаптироваться в социальной среде, в семье. В тяжелых случаях глубоко страдает и эмоциональная сфера, навыки, деятельность.

Помимо психических нарушений, имеются изменения со стороны нервной системы: нарушения функции глазодвигательных нервов, изменение мышечного тонуса, нередко спастические парезы, судороги.

«Детская неврология», О.Бадалян