Этиология и патогенез

В развитии болезни имеет значение, с одной стороны, измененная «судорожная реактивность», с другой – вредоносные факторы среды: травмы, инфекции, интоксикации и др. О роли наследственных факторов в развитии заболевания свидетельствуют случаи идентичного течения эпилептической болезни у братьев – сестер, а также у родственников в нескольких поколениях.

В семьях, где имеется больной, обнаруживается значительно большая частота так называемых малых эпилептоидных признаков (энурез, дипсомания, мигрень) по сравнению с популяцией в целом. Использование близнецового метода исследования позволило выявить значительно большую конкордантность по эпилепсии у монозиготных близнецов, чем у дизиготных.

В 60 – 80% случаев эпилептической болезни электроэнцефалография выявляет у здоровых родственников характерные для эпилепсии изменения.

По мнению ряда исследователей, при эпилепсии наследуются не болезнь, а определенные ферментативные и метаболические сдвиги, которые снижают порог судорожной активности мозга и повышают тем самым «судорожную готовность». Однако характер этих биохимических изменений остается неизвестным.

Двигательный стереотип судорожной реакции является сложнейшим эволюционно закрепленным механизмом реагирования, неотъемлемым свойством реактивности нервной системы не только человека, но и позвоночных животных.

Широко известно, что при мощном экзогенном воздействии (некоторые инфекционные заболевания, интоксикации, электрический ток) судорожный стереотип может реализоваться в любом здоровом организме (т. е. существуют абсолютно «судорожногенные» агенты).

Между тем при эпилептической болезни провоцирующим фактором может явиться незначительное, нередко незаметное воздействие, что обусловливает кажущуюся спонтанность пароксизмального синдрома.

«Детская неврология», О.Бадалян