«Усвоение ритма» не беспредельно: наступает момент, когда под влиянием нарастающего потока сигналов уже не происходит увеличение ритма; напротив, на ЭЭГ регистрируются медленные высокоамплитудные волны, «пики», комплексы «пик – волна». Вначале локальные, эти изменения постепенно генерализуются, достигают двигательных зон коры.
В дальнейшем появляются миоклонии, клонические подергивания конечностей, а затем и тонические судороги.
В ходе экспериментов замечено, что у животных постепенно развивается состояние «невроза»: повышенная раздражительность, двигательное беспокойство.
Повторное проведение опытов с «усвоением ритма» показало, что и гиперсинхронизация и специфические изменения на ЭЭГ, и миоклонии могут быть спровоцированы отдельным условнорефлекторным раздражителем и даже просто привычной для эксперимента обстановкой.
Условные раздражители поддерживают высокий уровень функциональной лабильности нейронов без первичных световых или звуковых воздействий, благодаря которым этот уровень был достигнут.
Кроме того, число «условных» раздражителей растет, что приводит к постоянной афферентной перегрузке коры больших полушарий и, следовательно, к необходимости реагирования в виде мощных разрядов (появление высокоамплитудных волн, пиков на ЭЭГ, судорожных подергиваний). Этот механизм, возможно, лежит в основе цикличности, которую претерпевает при эпилепсии порог судорожной активности.
Многочисленными исследованиями показано, что эпилептическая болезнь сопровождается значительным изменением мозгового метаболизма с нарушением всех видов обмена – углеводного, жирового, белкового, водно-солевого. Характерных, специфических для эпилепсии обменных нарушений выявить не удалось, однако с большим постоянством определяется после приступа длительное состояние ацидоза, избыточная концентрация в крови аммиака и др.
«Детская неврология», О.Бадалян