Мышление представляет собой высшую сферу психической деятельности, включающую в себя логические операции со словесными и наглядно-чувственными образами предметов.
Уровень мышления, способность к проникновению в существо возникающих проблем и к выработке наиболее адекватных решений входит в понятие интеллекта. Таким образом, интеллект в известной степени характеризует степень умственного развития и способность к сложным мыслительным операциям. Разнообразные типы расстройств мышления подробно изложены в курсе психиатрии.
В детской неврологии приходится решать вопрос об уровне интеллекта, поскольку целый ряд неврологических заболеваний приводит к слабоумию, кроме того, поражения нервной системы на ранних этапах онтогенеза приводят к отставанию в умственном развитии.
Исключительно важно отличать задержку умственного развития от олигофрении как клинического диагноза. При задержке умственного развития способность ребенка к обучению остается на довольно высоком уровне, поэтому при устранении причин этой задержки и соответствующих педагогических мероприятиях ребенок может догнать свой возрастной уровень.
При олигофрении, при слабоумии, как болезни страдает способность к обучению, ребенок может продвигаться в умственном развитии, но догнать свой возрастной уровень он не в состоянии.
Помимо врожденного слабоумия, встречается и приобретенное – деменция, которая характеризуется нарастающей утратой приобретенных навыков и высших корковых функций.
Различают три степени слабоумия.
Из них самая тяжелая – идиотия, характеризующаяся полным или почти полным отсутствием социальной адаптации, отсутствием фразовой речи или речи вообще. В наиболее тяжелых случаях больные нуждаются в постоянном уходе и совершенно не в состоянии себя обслуживать.
«Детская неврология», О.Бадалян