Построение теории болезни

И пусть некоторые патологи и историки медицины считают, что «для медицинских наук время широких обобщений еще не наступило», что «стремление к таким широким обобщениям неизбежно связано с односторонней оценкой фактов».

Необходимость в дальнейшем развитии теории патологии диктуется не только новыми фактами, но и столь же необходимым пересмотром ряда «теорий» и «фактов», некритически перенесенных в патологию из биологии и генетики после сессии ВАСХНИЛ в 1948 г., да частично и после объединенной сессии АН СССР и АМН СССР, посвященной проблемам физиологического учения И. П. Павлова (1950). Необходимость преодоления последствий догматических концепций в биологии, генетике и медицине также требует в ряде моментов весьма существенного пересмотра и критической оценки существующей теории сущности болезни.

Естественно, что этот пересмотр и критическая оценка существующей теории патологии ничего общего не должны иметь с нигилистическими настроениями или отбрасыванием всех существующих взглядов. Необходимо исходить из того положения, что противоречия между старой и новой теориями должны разрешаться не путем полного уничтожения одной теории и создания (на «чистом месте») совершенно заново другой теории.

Новая теория включает в себя все позитивное содержание старой теории и органически сливает его с тем фактическим материалом, который не могла охватить старая теория.

Построение теории болезни — это уже не только специальный, но и методологический вопрос. В любом научном исследовании можно выделить два основных аспекта: специальный, решаемый с помощью логических средств и методов конкретной науки, и методологический аспект, решаемый с помощью философских принципов, задача которых заключается в раскрытии путей построения и исследования научных систем, путей движения мысли к объекту исследования.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов