В конце X — начале XI века в Средней Азии и Иране жил и творил крупнейший ученый-энциклопедист и гениальный врач Ибн Сина (Авиценна). В 1020 году Ибн Сина завершил классическое произведение «Канон врачебной науки» (в пяти частях), принесшее ему мировую известность.
В каноне помимо разнообразных сведений по анатомии, физиологии, среди большого числа лечебных приемов и средств приводятся обширные рекомендации применения массажа в лечебно-профилактических и оздоровительных целях. «Лечение совершается тремя вещами — режимом и питанием, лекарством и действием рукой (т. е. массажем.)»,— пишет Ибн Сина.
И дает указания по применению массажа, которые не потеряли своей ценности до настоящего времени: «Массаж бывает разным: сильным, который укрепляет тело, слабым, в результате чего тело смягчается, продолжительным, отчего человек худеет, и умеренным, от которого тело процветает».
Ибн Сина различал также массаж подготовительный, проводимый перед физическими упражнениями; восстановительный, или успокаивающий,— после физических упражнений (как мы теперь говорим, для рассасывания излишков молочной кислоты в мышцах), чтобы быстрее снять усталость.
Славянские племена Древней Руси широко использовали сочетание мытья в парной бане с самомассажем — похлестыванием тела веником, заметно повышающим тонус тела. Этот древнеславянский обычай — производить массаж тела банным веником — сохранился до нашего времени не только среди населения нашей страны, но и в Польше, Чехословакии, Болгарии и других странах.
«Массаж в борьбе с недугами», А.А.Бирюков