Параллелизма в изменениях скорости тока жидкости и количества волн

Параллелизма в изменениях скорости тока жидкости и количества волн после приема лекарств отметить не удалось. К аналогичным выводам пришли Моррис и соавт. (Morris et al., 1977), которые при проведении перфузионных исследований у людей не отметили убедительных взаимосвязей между моторной активностью и транзитом, между транспортными процессами и моторной активностью кишки.

По-видимому, на процессы абсорбции большее влияние оказывает не моторика кишки в целом, а движения кишечных ворсинок. Последние также регулируются биологически активными веществами и фармакологическими средствами, хотя литература по этому поводу очень скудна. Исследования in situ с кишечником собак показали, что резерпин стимулирует движения кишечных ворсинок (Ludany et al., 1958), ганглиоблокаторы прекращают движения ворсинок после кратковременной их стимуляции (Ludany et al., 1960). Р. О. Файтельберг и Н. И. Балан (1976) показали, что серотонин и ацетилхолин повышают частоту сокращений ворсинок в изолированной тощей кишке собак. Гистамин повышает тонус и частоту сокращений кишечных ворсинок у собак, мепирамин (H1-блокатор) и метиамид (H2-блокатор) — только частоту сокращений ворсинок (Gati et al., 1976). Как уже отмечалось, характер влияния препаратов на моторику самой кишки и ее ворсинок может быть различным.

В условиях перфузионных исследований кишечный транзит стимулируется самой перфузией, что, естественно, не позволяет проводить полную аналогию между кишечной абсорбцией и моторикой во время перфузии и в обычных условиях целостного организма.

По мнению Левина (Levine, 1970), продление длительности контакта слизистой оболочки тонкой кишки с всасывающей поверхностью под влиянием лекарственных препаратов повышает скорость абсорбции, но мало действует на количество всосавшегося вещества, а быстрый транзит уменьшает скорость абсорбции. Общее количество всосавшегося вещества снижается только тогда, когда сокращается время пребывания его в кишечнике. Проба с D-ксилозой, как и ряд других, учитывают главным образом общий дебит абсорбции, что затрудняет проведение сопоставлений с моторикой.

Следует обратить внимание еще на один возможный механизм влияния моторики на абсорбцию. Препараты, снижающие кишечную пропульсию (ганглиоблокаторы), вызывают у крыс повышение количества различных микробов в кишечнике, средства, ускоряющие транзит (неостигмин, α-адреноблокатор толазолин), — снижают бактериальную заселенность кишечника (Summers, Kent, 1970). Кишечные бактерии — важный фактор в процессах абсорбции и пищеварения.

В некоторых случаях возможно влияние абсорбции на моторику. Повышение объема внутриполостной жидкости при нарушениях абсорбции ускоряет кишечный транзит. Подобное явление заметил Ланниала (Lanniala, 1968) при перфузионных исследованиях у детей. Это может создавать своеобразный порочный круг.


«Фармакологическая регуляция функций кишечника»,
А.В.Фролькис