Их присылают при подозрении на системное заболевание кроветворной ткани или в качестве регионарных по отношению к раковой опухоли.
При подозрении на системный процесс обычно иссекают один лимфатический узел — шейный, над- или подключичный, подмышечный, паховый. Его необходимо надрезать, так как плотная капсула препятствует проникновению фиксирующей жидкости.
После фиксации его лучше сразу направить в заливку, поскольку замороженные срезы для дифференциальной диагностики между лимфомами и реактивными изменениями, как уже упоминалось, непригодны. Иногда одну половину лимфатического узла направляют в заливку, другую нарезают на замораживающем микротоме. Но окончательный ответ все же приходится давать, как правило, по залитой биопсии.
Регионарные по отношению к опухоли лимфатические узлы могут быть одиночными или же удаляются целым пакетом, в одном блоке с жировой клетчаткой. Отдельные лимфатические узлы можно исследовать как обычную или срочную биопсию, так как метастазы хорошо видны и на замороженных срезах. Пакеты лимфатических узлов всегда обрабатываются как операционный материал, т. е. с вырезкой кусочков и заливкой их в парафин. Это обычно шейные (операция Крайля) или паховые (операция Дюкена) лимфатические узлы.
Разрезы делают после фиксации. Независимо от внешнего вида новообразования (узел на ножке, плоский, изъязвленный и т. п.) вырезку нужно производить так, чтобы стали доступными для исследования три зоны: центр опухоли, периферия и окружающая кожа.
В центре находят наиболее продвинутые стадии морфогенеза опухоли, на основании которых, собственно, и ставят диагноз. Если в срез попадает только периферия опухоли, то она может ввести в заблуждение. Так, на периферии кератоакантомы может обнаружиться только акантоз, по периферии меланомы — пигментный невус и т. д.
Неправильная вырезка приведет к неверному диагнозу. Обязательно произвести ревизию клетчатки — нет ли там опухолевых узелков в отдалении от основного узла. При подозрении на ангиофиброматоз, эпителиому — взять дополнительные кусочки для окраски на жир (при раке этого делать не надо). Если вырезается трофическая язва — тщательно искать в рубцовой ткани маленькие матовые кусочки. По рубцу палец скользит, в участках, подозрительных на рак, возникает ощущение трения.
При вырезке мягкотканных опухолей особое внимание обращают на их отношение к окружающим тканям — коже, жировой клетчатке, мышцам, фасции, сухожилиям, нервам, костям. При безликой в гистогенетическом отношении гистологической картине (веретеноклеточная бластома, например) точное знание топографии опухоли может облегчить установление тканевого источника.
На поверхности разреза выискивают места, которые также способны пролить свет на вопросы гистогенеза, например, участки желтоватого цвета. Злокачественные мягкотканные опухоли нередко оказываются липосаркомами, липогенез в которых осуществляется не повсеместно. Если сосудистая опухоль плохо зафиксирована, то с поверхности разреза стекает кровь.
Вырезку нужно приостановить и дофиксировать материал, иначе его деформация неизбежна. Липомы в целях экономии спирта нарезают на замораживающем микротоме.
Изложенные выше правила обработки онкологического материала настолько просты и логичны, что порою кажутся сами собою разумеющимися. Было бы даже как-то неловко и неудобно об этих правилах напоминать, если бы они так часто не нарушались. Можно только догадываться о том, к каким печальным последствиям это приводит.
«Ошибки и трудности гистологической
диагностики опухолей», Д.И.Головин