Встреча была неописуемая…

Рады были и Самсоновы, когда увидели своих односельчан, тех, которые бережно упрятали их перед бегством в Китай, обезопасив от всяких неприятностей. Вместе с Самсоновыми радовались и мы. Самсонов интересовался тем, что мы видели после бегства, спрашивал об отдельных торуайгырцах, интересовался их судьбой, переживая вместе с нами.

Самое главное, он рассказал нам, что происходит на родной земле, о крушении царского самодержавия и о самом себе. После такой подлинно братской встречи, когда ушел Самсонов, торуайгырцы говорили о Самсонове очень много, в том числе один из них сказал, вспоминая совещание торуайгырцев перед бегством, «…помните, тогда я говорил, что хотя Самсонов молится по-русски, он не капыр, а на самом деле большой мусульманин. Видите, так и оказалось, он большой человек, он — брат нам, киргизам».

Этим было сказано все о нем, но прежде всего о русском народе, о старшем брате киргизского народа. После ухода торуайгырцев в Китай, когда кончилось волнение на Иссык-Куле, Самсонов со своими детьми вернулся в родной дом на берегу озера. Собрал свой и оставленный киргизами хлеб, скот, вещи и юрты, брошенные беженцами и бережно их хранил. Самсоновы оказали огромную моральную и материальную помощь вернувшимся на Родину односельчанам-беженцам. Жизнь людей постепенно улучшалась. Возвращались новые партии торуайгырцев из Кульджи, Уч-Турфана.

Свершилась Октябрьская революция, устанавливалась Советская власть. Жизнь народа пошла по социалистическому пути. В Тору-Айгыр приезжало много докладчиков из Пишпека и Каракола. Докладчики были русские, киргизы, казахи, татары. Они говорили о свержении правительства Керенского, гражданской войне, братстве народов, классовой борьбе, равноправии женщин, мирном социалистическом строительстве, коммунистической партии, комсомоле, организации школ, ликвидации безграмотности.

1921 год. Верховой объезжал весь аил, сообщая, что на следующий день будет большой «чогулуш» (собрание) всего села, где будет обсуждаться один большой вопрос. Докладывать будет большой уездный начальник из Каракола. На другой день в назначенное место из разных концов села шли мужчины, дети. Большой уездный начальник докладывал об одном: об организации начальной школы. Собрание длилось до позднего вечера. После длительных обсуждений, большинством голосов решено было организовать школу в здании мечети, закрыв ее. Недовольных в связи с закрытием мечети и организацией на ее базе школы было не так уж мало, но все же вопрос был решен положительно.

«Хирург Ахунбаев», Н.И.Ахунбаева