Точный диагноз первичного костного очага

Вообще же на основании одних только клинических симптомов установить точный диагноз первичного костного очага большей частью невозможно.

В таких случаях лишь очень тщательная пальпация и перкуссия могут дать основание заподозрить изолированный костный очаг; особенно если ограниченная местная болезненность на кости сочетается с ясной болезненностью прилежащего отдела синовиальной оболочки, увеличением функционального нарушения в суставе и наличием выпота.

Однако с уверенностью об этом можно говорить лишь на основании данных рентгенологического исследования, которое в таких случаях приобретает решающее значение.
При рентгенологическом исследовании первичные оститы в суставных концах костей выявляются в виде различной величины и формы очагов местного разрежения и деструкции костной ткани с более или менее ясными, а иногда и склерозированными краями.

Нередко такой очаг содержит секвестроподобное глыбчатое включение или более компактный секвестр, тень которого отделяется от стенки полости зоной разрежения или деструкции кости. Самым характерным для изолированных туберкулезных костных очагов является то обстоятельство, что они большей частью обнаруживаются на фоне нормальной, неразреженной губчатой кости.

Остеопороз, являющийся постоянным спутником воспаления синовиальной оболочки, т. е. специфического артрита, для очаговых поражений костей при эпиметафизарных оститах не характерен, так же как не характерен для них и остеопериостит, даже при пристеночном расположении очагов в этой области.

Однако выявляются такие очаги далеко не так часто, обычно в более поздние сроки развития процесса и притом лишь на очень хороших структурных рентгеновских снимках, сделанных при определенных положениях, при достаточной величине контрастного деструктивного очага, большей или меньшей плотности его границ и содержимого (секвестра).

Чаще всего первичные оститы определяются при рентгенологическом исследовании в боковых отделах мыщелков большеберцовой и бедренной костей, значительно реже — в надколеннике (смотрите рисунок ниже).


Первичный остит надколенника

Первичный остит надколенника

Зарисовка с рентгенограммы. Больной Ф., 9 лет.


Наибольшую опасность в смысле прорыва представляют эпифизарные поражения (смотрите на рисунках ниже), при которых чаще всего наблюдаются реактивные изменения в суставе с выпотом, значительно меньшую — метафизарные, нередко находящие для себя внесуставной выход в окружающие кость мягкие ткани.


Первичный изолированный остит эпифиза большеберцовой кости

Первичный изолированный остит эпифиза большеберцовой кости

Зона деструкции с гладкими контурами и намечающимся центральным секвестром. Больной Т., 3 лет 3 месяцев.


Первичный остит нижнего эпифиза бедренной кости

Первичный остит нижнего эпифиза бедренной кости

Большой очаг с уплотненными стенками и секвестром, расположенный между линией росткового хряща и суставной поверхностью наружного отдела эпифиза бедра; контуры суставных поверхностей четкие, суставная щель не сужена. Больная Г., 15 лет.


Для самых частых эпиметафизарных очагов характерна большая частота их пристеночного положения, причем на большеберцовой — в боковых метадиафизарных отделах (смотрите рисунок ниже), где нередко обнаруживаются натечные абсцессы, а на бедренной кости — в заднем отделе с наклонностью к разрушению кортикального слоя в области planum popliteum.


Эпиметафизарный очаг наружного отдела большеберцовой кости с большим секвестром

Эпиметафизарный очаг наружного отдела большеберцовой кости с большим секвестром

Больная С., 5 лет.


Крупные эпиметафизарные очаги в форме песочных часов (смотрите рисунок ниже) являются своеобразной особенностью поражения коленного сустава, где они почти исключительно и наблюдаются.


Двойной сообщающийся эпиметафизарный очаг в виде песочных часов с губчатым секвестром

Двойной сообщающийся эпиметафизарный очаг в виде песочных часов с губчатым секвестром

Больная И., 3 лет.


«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев