Лабораторные исследования в преартритической фазе

Лабораторные исследования в преартритической фазе по большей части не обнаруживают каких-либо изменений, что соответствует обычно ареактивному или малореактивному течению заболевания.

Лишь в отдельных случаях можно отметить незначительное повышение РОЭ, небольшой лейкоцитоз и моноцитоз, а иногда и некоторый ядерный сдвиг с преобладанием молодых форм. И лишь в редких случаях, в особенности при быстром развитии процесса и повышенной реактивности, наблюдаются более яркие изменения в картине крови.

Развитие болезненных явлений в преартритической фазе, как уже говорилось, в основном протекает скрыто, без ясно выраженных клинических симптомов, к тому же с неопределенно длительными сроками. Начальные изменения, связанные с возникновением и формированием первичного туберкулезного очага в костном мозгу, обычно ничем себя не проявляют.

Как правило, момент возникновения первичных изменений в костном мозгу и начало формирования костного очага остаются для нас неизвестными; лишь в отдельных случаях можно об этом думать в связи с выраженными общими явлениями гематогенной диссеминации и некоторыми местными симптомами, да и то post factum, когда впоследствии выявляется туберкулезный остит.

О начале преартритической фазы как клиническом проявлении первичного остита мы можем говорить лишь условно с момента появления описанных выше первых признаков общих и местных, обычно неясных и изменчивых, а потому констатируемых лишь в порядке уточнения анамнестических данных значительно позднее; важным моментом является обнаружение костного очага при рентгенологическом исследовании.

Концом же преартритической фазы можно считать момент вовлечения в туберкулезный процесс элементов сустава и начала развития вторичного артрита, или артритической фазы, что наблюдается в разные сроки.

Следует подчеркнуть, что в ряде случаев возникающие в суставных концах костей туберкулезные очаги вовсе не переходят на сустав.


Отодвигание очага в сторону диафиза

Отодвигание очага в сторону диафиза

Больной А., 2 лет 8 месяцев. а — пристеночный метадиафизарный очаг с кортикальным секвестром у больного в возрасте 1 года 8 месяцев; б — смещение очага; отграничение и уменьшение его через год.


Это связано либо с их обратным развитием при малых размерах и грануляционным строением, либо с отодвиганием в сторону диафиза при метафизарном положении в ростковой зоне (смотрите рисунок выше), либо, наконец, с внесуставным распространением и выходом в мягкие ткани при эксцентричном периферическом положении, когда очаги нередко заканчиваются самоизлечением (смотрите рисунок ниже).


Самоизлечение костного очага

Самоизлечение костного очага

Больной Г., 3 лет. Давность болезни при поступлении 2 года. а — пристеночное расположение эпиметафизарного очага в большеберцовой кости; клинически натечный абсцесс; б — через 3 года — восстановление костной структуры.


Такое самоизлечение происходит путем пристеночного отграничения очага и выхода его в мягкие ткани с образованием натечных абсцессов и свищей, через которые могут выделяться казеозные массы и даже секвестры; чаще всего самоизлечение наступает при метафизарных очагах большеберцовой кости. В отдельных случаях такие свищи упорно не заживают, они поддерживаются околосуставными костными очагами, обычно уже не угрожающими суставу.

Наконец, околосуставной очаг может неопределенно долгое время, иногда всю жизнь, оставаться в изолированном состоянии, но вместе с тем вызывать в суставе явления реактивного раздражения, приводящего к развитию хронического неспецифического синовита и даже так называемой водянки сустава с упорным течением, что наблюдается главным образом у взрослых.

Длительное раздражение может вызвать развитие в дальнейшем и деформирующего остеоартроза.

Во всех подобных случаях можно говорить об околосуставных костных очагах как о самостоятельном заболевании, а не о преартритической фазе гонита, поскольку эти очаги не становятся причиной вторичного туберкулезного поражения сустава; то же относится и к случаям, где такой очаг своевременно удален или излечен.

«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев