Состоятельность наложенного шва трахеи после широкой мобилизации шейного отдела трахеи и низведения ее в грудную полость

Полученные сведения существенно детализируют данные Н. С. Желтикова (1964), исследовавшего в эксперименте на собаках состоятельность наложенного шва трахеи после широкой мобилизации шейного отдела трахеи и низведения ее в грудную полость.

В других опытах, где наложение циркулярного шва сочеталось с мобилизацией одного из сшиваемых отрезков трахеи с сохранением адвентициальной оболочки наблюдалась достаточность васкуляризации области шва, а также достаточное восстановление тканевых структур стенки трахеи. Сопоставление результатов этих опытов с опытами, где производилась скелетизация (частичное удаление адвентициальной оболочки) одного из сшиваемых отрезков трахей позволяет глубже оценить роль сосудистых сплетений адвентициальной оболочки в развитии окольного кровотока трахеи.

Далее К. К. Кененбаев изучал коллатеральное кровообращение трахеи на фоне моделирования ряда патологических состояний.

Среди патологических состояний были избраны модели воспаления и химических ожогов, что часто встречается в клинике.

Асептическое (скипидарное) воспаление стенки трахеи на фоне венозного застоя. При сопоставлении результатов этих опытов с опытами, где изолированное выключение вен производилось при интактной, практически «здоровой» трахее, обнаруживались более выраженные преобразования тканевых структур и сдвиги ангиоархитектоники в оболочках трахеи в участках, где вызывалось воспаление ее стенки.

При этом в отличие от контрольных опытов в местах введения скипидара обнаруживаются аваскулярные участки, где в первые послеоперационные дни кровеносные сосуды не инъецируются тушью.

Вокруг этих участков наблюдаются в разной степени выраженные сдвиги ангиоархитектоники. В этих опытах условно могут быть выделены зоны преобразования сосудов (как и в предыдущих группах опытов).

Различаются: бессосудистая зона, которая соответствует месту введения скипидара; зона деструктивных и зона компенсаторных изменений кровеносных сосудов, которые не имеют четких границ. В участках стенки трахеи, соответствующих бессосудистой зоне, отмечаются деструктивно-воспалительные изменения тканевых структур слизистой оболочки и подслизистого слоя.

В более поздние сроки в аваскулярные участки прорастают кровеносные сосуды; деструктивные изменения в стенке трахеи претерпевают обратное развитие, и отмечается тенденция к нормализации сдвигов ангиоархитектоники.

Все это свидетельствует о развитии со временем достаточного окольного кровотока трахеи. Указанные особенности преобразования тканевых структур и кровеносных сосудов связаны со специфическим воздействием воспаления.

После дозированного ожога глотки, пищевода и гортани 4 0 % раствором каустической соды возникают значительные по площади некротические изменения в оболочках трахеи, выключаются обширные участки сосудистых сплетений отдельных оболочек, что приводит к развитию внутриорганного окольного кровотока. Истинная граница ожога значительно шире видимых обожженных участков, что согласуется с выше приведенными данными, где моделировались ожоги гортани (Т. С. Сетеков).

Сопоставление результатов приведенных разнородных опытов позволяет оценить специфическую, выраженную разрушительную роль химического агента, приводящего к деструкции сосудистых сетей не только в зоне непосредственного его воздействия, но и на значительном расстоянии от некротических участков.

Специфичность повреждений кровеносных сосудов при асептическом воспалении и химических ожогах состоит в том, что развитие окольного кровотока вокруг некротизированных участков замедлено, пластичность внутриорганных сосудов, их адаптивные способности понижены по сравнению с сосудами стенки трахеи после выключения внеорганных сосудов либо иссечения оболочек.

Приведенные данные согласуются с данными В. Л. Зеляка (1967), изучившего патоморфологию стенки пищевода и его кровеносные сосуды после ожога 75% уксусной кислотой.

Аналогичные данные получены в нашей лаборатории после ожога 40% раствором каустической соды гортани Т. С. Сетековым (1969) и пищевода А. М. Воробьевым (1967).


«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса