Сцинтиграфия

Нами проведено сравнение информативности рентгенологического и сцинтиграфического методов при выявлении метастазов рака предстательной железы в костной системе. У 57 больных костные, метастазы установлены при сцинтиграфии, которую проводили в положении больного на спине и животе в сканирующем режиме на гамма-камере «Pho-IV» (фирма «Seurle», США) через 3 ч после внутривенного введения 370 — 555 МБк пирофосфата олова, меченного 99тТс, в зависимости от массы тела.

Накопление препарата более 120% по сравнению с симметрично локализованной точкой расценивали как метастатическое поражение. Всем больным произведена рентгенография тех участков костного скелета, где метастазы выявлены сцинтиграфически.

Рентгенологически метастазы установлены только в 17 случаях (30%).
Надежность радиоизотопной диагностики подтверждена частичной и полной регрессией костных метастазов после эстрогенотерапии и иммунокоррекции.

Кроме того, у 14 больных, у которых рентгенологически метастазы не выявлены, а, по данным сцинтиграфии, имелись метастазы в подвздошных костях таза, произведена трепанбиопсия костного мозга; метастатическое поражение подтверждено при гистологическом исследовании. На рентгенограммах метастазы были видны только в тех случаях, когда гиперфиксация препарата превышала 200%.

Полученные нами результаты совпадают с данными Signori и соавт. (1979), Pollen и соавт. (1981), которые расценивают сцинтиграфию как наиболее надежный метод диагностики костных метастазов рака предстательной железы.

Среди больных с метастазами, находившихся под нашим наблюдением, не было ни одного, у кого отсутствовал бы метастатический процесс в костном скелете. Прочие локализации метастазов дополняли поражение костного мозга. В. А. Самсонов (1985) не рассматривает варианты сочетания костных метастазов и метастазов в лимфатические узлы.

Между тем знание этих сочетаний, установленных патологоанатомически, способствует диагностике метастазов на основании косвенных признаков. Например, всегда ли костный метастатический процесс сопровождается таковым в лимфатических узлах или, наоборот, всегда ли метастазы в лимфатических узлах сопровождаются таковыми в костном скелете?

Установив одну локализацию метастазов, можно с меньшей или большей долей вероятности говорить и о другой. В частности, McCullough и соавт. (1973) при метастазировании рака предстательной железы в лимфатические узлы во многих случаях не наблюдали костных метастазов. У больных, находившихся под нашим наблюдением, костная локализация метастазов оказалась наиболее распространенной.

Локализация метастазов у больных раком предстательной железы

Локализация Количество наблюдений
Костный скелет 57
Лимфатические узлы 13
Легкие 5
Печень 2
Почка 1

В отдаленных органах метастазы обнаружены у 8 больных: в легких у 5, в печени — у 2, в почке — у одного больного. Метастазы в легких диагностированы рентгенологически, в почке — при гистологическом исследовании удаленной почки, в печени — на основании клинических данных (желтуха и определяемая пальпаторно бугристость увеличенного плотного органа занимали первое место), а также с помощью сканирования, цолиакографии, компьютерной томографии и биохимических тестов.

Вероятно, следует согласиться с тем, что неблагополучное положение в диагностике метастазов, как и рака предстательной железы в целом, объясняется не только поздней обращаемостью больных, но и недостаточной информативностью методов диагностики. Действительно, можно ли с помощью пальпации, рентгенографии, эхографии, компьютерной томографии, радиоизотопных и некоторых других методов выявить несколько десятков или сотен раковых клеток, не говоря уже о последней или первой из них.

Совершенно очевидно, что, применяя перечисленные методы в отдельности и вместе взятые, нельзя решить поставленную задачу. В связи с этим происходит активный поиск методик, способных распознавать метастазы не в стадии превращения их в различимую опухоль, а в субклинической стадии, когда еще есть надежда на успех лечения.

Раннее выявление метастазов с помощью лабораторных тестов привлекает внимание все большего числа исследователей, полагающих, что метастазирование сопровождается какими-то принципиальными изменениями во внутренней среде организма, которые можно обнаружить биохимическими и иммунологическими методами [Баосальгк Л. С., Любимова Н. В., 1984; Ходасова И. А., 1988; Stefanini, 1985].

И. П. Терещенко и соавт. (1979) изучали в эксперименте роль биологических свойств клеток опухоли и значимость реакций контролирующих систем организма в метастатическом процессе. Ультраструктурные исследования показали, что площадь поверхности мембран эргатоплазмы и количество рибосом, прикрепленных к единице поверхности, составляли 0,7 + 0,05 и 18 + 0,4 в метастазировавших по сравнению с 1,5 + 0,1 и 23 + 0,4 в неметастазировавших опухолях.

При сравнении первичных опухолей и метастазов выявлено увеличение поверхности митохондрий у последних.

Авторы считают, что отмеченные особенности могут влиять на способность к инвазивному росту и имплантации злокачественных клеток. Путем применения гормональных (паратгормон, тирокальцитонин) и иммунных (нормальные противотканевые антитела) препаратов удалось воздействовать на степень и характер метастазирования, что, по мнению авторов, доказывает участие реакций организма-хозяина в метастатическом процессе.


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов