Метастазирование сопровождается угнетением фагоцитоза

Метастазирование сопровождается угнетением фагоцитоза. Понижено также количество комплементарных розеткообразующих нейтрофилов. Следует отметить и уменьшение числа моноцитов у больных с метастазами по отношению к неметастазирующим опухолям.

Наши материалы подтверждают мнение о том, что в последние годы нейтрофилы оказались незаслуженно забытыми при иммунологических исследованиях. А. Д. Адо (1983) объясняет сложившееся положение тем, что нейтрофил не вошел в состав современного «иммунологического треугольника» (Т- и В-лимфоциты, А-клетки).

А. Н. Маянский и Д. Н. Маянский (1983), Klebanoff и Clark (1978) рассматривают нейтрофил как основного участника авангардной линии защиты в борьбе против любой агрессии. Известно, что нейтрофилы несут на мембране рецепторы к Fc-фрагменту иммуноглобулинов и отдельным компонентам комплемента [Hensen, 1976; Prince et al., 1979].

Установленная в последние годы способность нейтрофилов к спонтанному розеткообразованию с эритроцитами барана использована нами для разделения их на три основные популяции: спонтанные, комплементарные и нулевые. В условиях злокачественной прогрессии функциональная активность нейтрофилов изучена недостаточно.

В отдельных сообщениях отмечаются участие нейтрофилов в иммунологическом ответе организма на развивающуюся опухоль [Lisiewicz, Zdunczyk, 1981], различия поглотительных свойств нейтрофилов у больных хронической пневмонией и раком легкого [Шевлыгина Н. М., Пилиева Е. В., 1981], угнетение гуморального компонента нейтрофильного фагоцитоза при злокачественных новообразованиях различной локализации [Klostergaard et al., 1980; Patrone et al., 1981; Hallgren et al., 1982]. Вероятно, методы определения функциональной активности нейтрофилов заслуживают более широкого распространения в онкологической клинике.

Иммунологические показатели (M ± m) у больных раком предстательной железы с метастазами (М +) и без метастазов (М — )

Локализация Количество наблюдений
Костный скелет 57
Лимфатические узлы 13
Легкие 5
Печень 2
Почка 1

Хотелось бы коротко остановиться на использованном нами показателе — содержании эозинофилов в периферической крови. В таблице показано, что у больных без метастазов абсолютное количество эозинофилов существенно увеличено по сравнению со здоровыми людьми и больными с метастазирующими опухолями.

Этот факт заслуживает внимания уже потому, что был отмечен в прошлом как отечественными, так и зарубежными исследователями.

Е. Ф. Вашкевич (1926), ссылаясь на работы Lege и Negro, использовал эозинофилию в качестве дифференциально-диагностического признака у больных с аденомой и раком предстательной железы. По его данным, количество эозинофилов было увеличено у 73% больных с аденомой, при раке же установлена эозинопения. Не сообщается, однако, о стадии рака предстательной железы у больных, которые находились под наблюдением.

Учитывая уровень диагностики в те годы, можно предполагать, что большинство больных имели метастазирующие опухоли в поздних стадиях. В 1975 г., сравнивая количество эозинофилов у больных с аденомой и раком предстательной железы, мы сообщали об эозинофилии у больных с аденомой, определяемой по числу Дунгера.

У здоровых людей количество эозинофилов в 1 мм3 крови колеблется в пределах 100 — 250 клеток, а общее количество эозинофилов в периферической крови не превышает 1% их числа в организме (костный мозг, периферические ткани). Для эозинофилов, так же как для большинства лейкоцитов других типов, кровь является лишь транспортной системой, а основные их функциональные свойства реализуются в тканях [Алмазов В. А. и др., 1979].

Существует тесная зависимость между количеством эозинофилов, находящихся в тканях, с одной стороны, и особенностями иммунологического реагирования — с другой. Так, внутритканевое введение гистамина всегда вызывает местную эозинофилию с одновременным уменьшением количества эозинофилов в крови.

Имеется предположение о перераспределительном генезе глюкокортикоидной эозинопении с аккумуляцией больших, чем в норме количеств эозинофилов в тканях. В очаге заболевания эозинофилы способны к инактивации ряда биологически активных веществ. Им свойственна также способность к фагоцитозу бактерий, иммунных комплексов и продуктов распада тканей.

Однако фагоцитирующие свойства выражены в меньшей степени, чем у нейтрофилов. Вероятно, эозинофилам принадлежит определенная роль в иммунном ответе. Pincus и соавт. (1986) установили, что эозинофилы человека усиливают секрецию супероксидного аниона под воздействием интерлейкина 1.


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов