Ответная реакция на проявления опухолевой прогрессии

Вполне возможно, что увеличение количества эозинофилов у определенной части больных раком предстательной железы без метастазов является ответной реакцией на очередные проявления опухолевой прогрессии, которые пока еще не трансформируются в изменения клинических, биохимических и иммунологических показателей.

Высказанное соображение находит подтверждение в данных В. С. Малышева (1987), который, основываясь на многолетних наблюдениях за больными раком молочной железы, сообщает об увеличении количества лимфоцитов крови в тех случаях, когда в дальнейшем были найдены метастазы.

В свете этого может быть объяснено установленное нами эпизодическое усиление поглотительной способности нейтрофилов у отдельных больных раком предстательной железы, когда в соответствии с существующими тенденциями следовало бы ожидать более спокойной фагоцитарной реакции.

Из таблицы Иммунологические показатели (M ± m) у больных раком предстательной железы с метастазами (М +) и без метастазов (М — ) видно, что у больных раком предстательной железы без метастазов увеличено количество 0-лимфоцитов, моноцитов, эозинофилов, нейтрофилов, а также розеткообразующих спонтанных и комплементарных нейтрофилов.

Поскольку в вариационных рядах приведенные показатели были увеличены только у 40 — 45% обследованных, то, как было замечено В. С. Малышевым (1987), напрашивается вопрос, не указывает ли увеличение количества перечисленных групп клеток на опасность метастазирования в будущем?

Следовало бы принять во внимание, что увеличение или уменьшение количества иммунокомпетентных клеток в периферической крови не обязательно связано с уровнем их продукции в органах иммунной системы. Механизмы перераспределения клеток внутри кровотока могут внести существенные поправки в количественную характеристику клеточного звена иммунной системы.

Известно, что объем микроциркуляторного русла и скорость кровотока регулируют переход лейкоцитов в маргинальный пул. По данным O´Flaherty и соавт. (1978), активация комплемента вызывает резкое увеличение прилипающей способности нейтрофилов и увеличение их секвестрации в различных органах.

У больных раком предстательной железы с метастазами отмечено также существенное увеличение содержания кислой и щелочной фосфатаз в крови по сравнению с больными без метастазов.

Очевидно, что изменение иммунологических показателей в связи с метастазированием рака предстательной железы дает повод к использованию отдельных тестов с целью диагностики субклинических форм метастазов, т. е. в тех случаях, когда все существующие методы, в том числе радиоизотопные, не дают информации о наличии метастазов.

Разумеется, мы не призываем неукоснительно руководствоваться пороговыми величинами. Например, в случае, когда у больного раком предстательной железы в стадии T2NxM0 определено менее 180 B-лимфоцитов, не следует считать, что с неопровержимой точностью выявлены метастазы. Другое дело, если изменено несколько показателей.

К тому же клиническое течение заставляет предполагать нарастание опухолевой прогрессии, а с помощью рентгенологических, радиоизотопных и других методов диагностики не удается выявить метастазы. В таких случаях целесообразно расценивать ситуацию как метастатическую стадию заболевания и, исходя из этого, проводить адекватную терапию.

В начале данной главы подробно рассмотрены трудности диагностики метастазов в лимфатические узлы. Вероятно, дополнительное использование иммунологических критериев позволит сократить количество расхождений клинических и патологоанатомических диагнозов этой локализации метастазов.

Кроме того, по-видимому, следует признать, что диагностика иммунологической дисфункции с использованием тестов будет обязывать врача усилить иммунокорригирующие воздействия, которые способны не только приостановить рост метастазов, но и привести к регрессии уже существующих метастазов.


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов