Учреждения, предназначаемые для лечения костно-туберкулезных больных

Что касается учреждений, предназначаемых для лечения костно-туберкулезных больных на местах их жительства, то все они возникли уже после революции, при советской власти. Раньше всего они образовались в Москве и Ленинграде.

В Москве при участии Т. П. Краснобаева и 3. Ю. Ролье в 1919 г. был организован детский санаторий в Захарьине, который затем был переведен в Сокольники, где и находится до сих пор как клиническое отделение Института туберкулеза Академии медицинских наук. Позднее возникли еще два подмосковных санатория — «Долгие Пруды» и «Красная Роза» (С. К. Седлецкий).

Наконец, в самой Москве при Областном туберкулезном институте открывается хирургическое костнотуберкулезное отделение для взрослых, руководимое К. Д. Есиповым, объединившим вокруг себя всю московскую сеть по борьбе с костным туберкулезом.

В Ленинграде в 1919 г. на месте бывшего благотворительного учреждения при поддержке органов здравоохранения была основана автором этого очерка «Санаторно-хирургическая клиническая больница» на 50 коек, которой суждено было сделаться центральным учреждением по костно-суставному туберкулезу для города и области, а в дальнейшем и для всей РСФСР.

Объединившись в 1921 г. с клиникой I Ленинградского медицинского института и сгруппировав вокруг себя сеть лечебно-профилактических учреждений Ленинграда, больница в 1930 г. реорганизовалась в Ленинградский институт хирургического туберкулеза, на базе которого в 1935 г. была развернута кафедра Института усовершенствования врачей, первая в Советском Союзе.

Постепенно начинают возникать специальные учреждения вначале в крупных центрах — Свердловске, Горьком, Одессе, Харькове, Киеве, Воронеже, а затем в городах — Пскове, Владимире, Калинине и, наконец, вдали от городов, например, в Белоруссии (в Черницах), вблизи Перми (санаторий «Подснежник»), Владимирский санаторий вблизи Череповца и др.

Характерно, что эти учреждения создавались в то время как-то стихийно, вне определенного плана, по инициативе отдельных лиц, в зависимости от случая и благоприятного стечения обстоятельств. Но вместе с тем они возникали под напором требований жизни, завоевывая себе прочные позиции в системе советского здравоохранения; в конце этого периода стали возникать также и амбулаторно-патронажные учреждения при туберкулезных диспансерах, структурные типы которых не были еще достаточно определенными.

К начальному периоду относятся и первые попытки привлечь к этому делу внимание широкой общественности. Так, на I туберкулезном съезде в 1922 г. Т. П. Краснобаев и И. Г. Корнев сделали почти аналогичные доклады о планах борьбы с хирургическим туберкулезом, причем в несколько разных вариантах излагали в сущности одни и те же формы организованной помощи этим больным.

Далее, вопросы хирургического туберкулеза, но уже научно-клинического порядка, ставились на II и III туберкулезных съездах, правда, не в пленарных заседаниях, а в специальных секциях. И хотя эти доклады не вызвали большого отклика со стороны фтизиатров, но тем не менее они содействовали популяризации вопросов хирургического туберкулеза. Необходимо отметить большое внимание, которое уделяли в то время этим вопросам руководители туберкулезной секции Наркомздрава СССР Е. Г. Мунблит и А. М. Брамсон, в особенности последний, который в дальнейшем, на посту заведующего туберкулезным отделом Ленинградского городского отдела здравоохранения, содействовал развитию этого дела в Ленинграде.


«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев