Наш собственный опыт применения стрептомицина при лечении костносуставного туберкулеза

Наш собственный опыт применения стрептомицина при лечении костносуставного туберкулеза пока небольшой и недостаточно проверен. Тем не менее мы также смогли установить благоприятное действие стрептомицина на общее состояние больных, заживление свищей и на обратное развитие натечных абсцессов, а в некоторых случаях и параличей при спондилитах.

Мы уже упоминали о поразительных успехах лечения стрептомицином туберкулезных менингитов, столь часто осложняющих течение костно-суставного туберкулеза, в особенности у детей. Вместе с тем нами было отмечено следующее обстоятельство.

В последнее время к нам в клинические отделения стали поступать из других учреждений терапевтического профиля дети, леченные стрептомицином по поводу туберкулезного менингита и выздоровевшие от менингита, но у них были выявлены специфические костные поражения, в частности, спондилиты, признаков которых до лечения стрептомицином не было. Это свидетельствует о том, что стрептомицин не предупреждает развития костного процесса, а может быть, в известной степени даже содействует выявлению скрыто текущего очага, который, вероятно, существовал до начала лечения.

Последнее обстоятельство вполне согласуется с общим признанием всех исследователей о том, что на основной очаговый костный туберкулезный процесс стрептомицин не оказывает заметного действия и сроки лечения не сокращаются.

Однако, если принять во внимание возможности, получаемые при лечении стрептомицином для предупреждения и ликвидации целого ряда осложнений, сопутствующих развитию процесса, то следует признать большую положительную роль этого нового вида лечения.

Таким образом, стрептомицин несомненно нарушает установившуюся репутацию неуязвимости туберкулезной палочки и открывает новые перспективы в причинном лечении туберкулеза. Правда, его действие при костно-суставном туберкулезе пока сравнительно ограничено, что, по-видимому, объясняется самой природой туберкулезных изменений в организме и в характере воздействия на них антибиотиков.

Обладая действительно сильным бактериостатическим действием, стрептомицин, вероятно, скорее всего оказывает влияние на «голую» туберкулезную палочку, не защищенную тканевыми барьерами. Чем значительнее клеточный барьер, окутывающий туберкулезную палочку, тем меньше вообще эффективность лечебного действия. Мы знаем, что при развитии костного очага туберкулезный процесс проходит три периода: бактериемию, диссеминацию и фокализацию.

Туберкулезная палочка, повидимому, лучше всего доступна для воздействия в период бактериемии, когда она находится в крови, в меньшей степени — в период диссеминации и вовсе недоступна в период фокализации, когда создается прочный тканевой барьер и ткани приобретают крайне устойчивый характер.

В «зрелом» костном очаге, в особенности с творожистым некротическим содержимым и трехслойными (грануляционно-рубцово-костными) стенками, естественно, не создается должной концентрации стрептомицина, а потому и действие его на палочку оказывается недостаточным.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев