Тот, кто был в наших больницах, знает, насколько непросто там находиться, даже в лучших клиниках страны, — удовольствия, я вам скажу, мало. Происходит отрыв от семьи, от работы, от привычной обстановки. А впереди — неизвестность: как пойдет лечение, от чего и как будут лечить?
На память приходит анекдот: несмотря на все усилия хирургов, больной остался жить.
Анекдоты на медицинскую тему — отдельная тема. У меня накопилось более двух сотен, даст бог, опубликую все.
Больные начинают очень тосковать по дому, мечтать о выписке…
Для сравнения: во многих клиниках Америки, Японии, Германии работают психологи, которые умеют вовремя рассмешить, поддержать больного. Эффект от такой терапии бывает особенно велик, если такой остроумный человек окажется в нужное время и в нужный час. Читатели постарше, вероятно, помнят кинокомедию «Мистер Питкин в больнице». Вот уж сколько испытаний выпало на долю одного человека: и на крыше автомобиля он проехал, и стену пробил. И это — на Западе.
А как обстоят дела у нас?
После проведения ряда экспериментов в экстремальных условиях раз пять я оказывался в госпитале, причем два раза пришлось делать полостную операцию.
И скажу честно: выручало только чувство юмора.
Больной заходит в медсанчасть, жалуется на голову и живот. Фельдшер разломил таблетку пополам и дал больному. Вот эту половинку примешь от живота, а вот эту — от головы, смотри, не перепутай.
Госпиталь на Крайнем Севере. Полярная ночь. Попал с тяжелой формой пневмонии. Состояние серьезное — флюорография показала только половину работоспособного легкого. Было очень холодно, голодно и страшно хотелось спать. До дома тысячи километров, волновать родных напрасно не хотелось, да и чем они могут помочь? Тогда начали лечить друг друга тем, что было, — юмором. Рассказывали байки, веселые истории…
Товарищ прапорщик, а крокодилы летают?
Ты что, с ума сошел, где это видано, чтобы крокодилы летали?
Но товарищ полковник сказал, что летают.
Да? Если полковник сказал, значит, летают, но низенько, низенько.
«Мозг и активное долголетие», С.Вербин