Наиболее эффективные коканцерогены

Наиболее эффективным коканцерогеном служит форбол А, который, как показал Вайсман, повышает проницаемость изолированных лизосом. Из стероидов с большой частотой к развитию рака приводят только женские половые гормоны и их синтетический аналог, диэтилстилбэстрол — все эти соединения ослабляют лизосомные мембраны. Высвобождению ферментов из лизосом способствуют и умеренные дозы ультрафиолета или ионизирующего излучения в некоторых экспериментальных системах.

Повреждения хромосом вызывают все канцерогенные вирусы; правда, возможно, эти повреждения просто сопровождают превращение нормальных клеток в опухолевые.

Мы вместе с сотрудниками обнаружили, что избирательное повреждение лизосом эмбриональных клеток методом фотосенсибилизации придает небольшой части клеток «опухолевые потенции»: при введении этих клеток молодым животным той же генетической конституции у этих последних развиваются опухоли.

Правда, по сравнению с вирусами эффективность этих клеток в индукции опухолей невелика, но как бы то ни было повреждение лизосом представляет собой один из путей возникновения опухолей. Много лет назад итальянский генетик А. Будзатти-Траверсо обнаружил, что после обработки яиц плодовой мушки дрозофилы на свету нейтральным красным некоторые клетки вылупившихся мушек оставались нормальными, тогда как другие имели аномальные хромосомы.

Механизм этого явления в то время был непонятен, но вероятнее всего происходило выделение лизосомных ферментов, а последствия оказывались поразительно схожими с теми генетическими изменениями, которые наблюдаются при развитии опухолей. Я уже упоминал о наследственных нарушениях структуры и функции лизосом у детей с синдромом Чедяка — Хигаши. У таких детей после обычных инфекционных заболеваний, перенесенных в раннем возрасте, развивались злокачественные опухоли селезенки и лимфатических узлов. Здесь опять-таки выступает связь между лизосомами и восприимчивостью к раку, хотя не исключено также, что такие дети особенно склонны к заражению какими-то опухолеродными вирусами.

Здесь мы сталкиваемся с общей проблемой: действительно ли все опухоли вызываются вирусами, а химические и радиационные канцерогенные факторы просто облегчают латентным, скрытым вирусам реализацию их онкогенных потенций? К сожалению, пока не имеется способов проверить эту гипотезу. Невозможно получить животное, свободное от вирусов, даже если выращивать его в стерильных условиях. Кроме того, можно обнаружить присутствие вируса, а вот отсутствие вируса установить, по-видимому, никак нельзя.

Поскольку плодотворны только те гипотезы, которые можно проверить, представление об универсальной причастности вирусов к развитию опухолей пока что просто ничего не дает. Поэтому вполне оправдан поиск других возможностей. Предположение об участии лизосом в развитии некоторых видов рака может быть проверено несколькими способами и поэтому служит нам хорошей рабочей гипотезой.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка