Тотальная специфическая задержка развития

Тотальная специфическая задержка развития может быть выражена в различной степени—от легкой до крайне тяжелой.

Провести четкую грань между легкой специфической задержкой развития и задержкой средней тяжести, с одной стороны, и между задержкой средней тяжести и тяжелой — с другой, что весьма желательно с точки зрения определения интенсивности и качественных особенностей терапии, а также прогноза, не всегда легко.

В клинической практике степень специфической задержки развития можно дифференцировать, руководствуясь следующими основными критериями.

Легкая степень специфической задержки развития диагностируется тогда, когда становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один период. При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста ребенка.

В то же время в отношении отдельных возрастных навыков дефицит времени может оставаться стойким. Появляющиеся функции полноценны и быстро закрепляются либо функция вначале имеет некоторые качественные особенности, но со временем, при проведении лечебно-коррекционных мероприятий, становится полноценной.

При задержке средней тяжести временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют выраженные качественные особенности, которые сохраняются на протяжении всего года.

Тяжелая специфическая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим 1—2 возрастных периода и неуклонно увеличивающимся по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба