При доброкачественной неспецифической задержке развития у ребенка того же возраста наблюдается большая мозаичность в развитии функций даже в пределах одной функциональной системы.
В этом случае ребенок может не переступать с поддержкой, но хорошо манипулировать предметами, ловко захватывая их двумя пальцами и т. д.
Кроме того, легкая специфическая задержка развития по сравнению с доброкачественной более инертна в своей динамике.
Хотя в самых легких случаях она и может компенсироваться без терапевтических воздействий, этот процесс значительно дольше растянут во времени.
Но чаще при отсутствии целенаправленной стимуляции легкая специфическая задержка развития наблюдается на протяжении нескольких периодов, иногда в течение года, а в отношении той или иной функции временной дефицит может быть стойким и даже увеличиваться. Так, если появление большинства навыков запаздывает на 1 1/2—2 мес, то отдельные более поздно формирующиеся навыки задерживаются и на более длительный срок.
Если появившиеся функции имеют качественные особенности, то это всегда свидетельствует о специфичности задержки психомоторного развития.
Например, у ребенка с легкой специфической задержкой психомоторного развития и гемисиндромом наблюдается дефектность движений на гомолатеральной стороне: при захвате предмета ребенок реже пользуется этой рукой, старается переложить предмет из пораженной руки в здоровую, предпочитает поворачиваться через здоровую сторону (пораженная сторона остается внизу).
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба