Подключение «сильного» промотора

Другим механизмом активации протоонкогенов являются подключение непосредственно перед ними «сильного» промотора и тем самым переключение их функционирования на новый контрольный регулятор. Такие промоторы могут иметь эндогенную (клеточные, перемещенные в новую точку в результате внутригеномной рекомбинации) или экзогенную (вирусные) природу.

Сведения о LTR ретровирусов, а также усиливающих (транскрипцию и репликацию) контрольных элементах (ES-последовательностей, элементов усилителей транскрипции — ЭУТ) вирусных и клеточных были приведены в предыдущих главах [Hen R. et al., 1983]. Усиливающие элементы могут быть значительно удалены от регулируемого гена [Land Н. et al., 1983].

На примере клеточных онкогенов c-mos у мышей, а также онкогенов с-myc и c-erb птиц и c-Ha-ras крыс было показано, что эти протоонкогены активируются в результате присоединения «сильного» промотора [Land Н. et al., 1983]. Исследован механизм реаранжировки клеточного онкогена c-mos, идентифицированного в клетках миеломы мышей РС24, — rc-mos [Kuff Е. L. et al., 1983]. Этот онкоген был клонирован и в отличие от нормального клеточного c-mos мог трансформировать клетки NIH3T3.

Оказалось, что реаранжировка в rc-mos сводится к присоединению LTR из интрацистернальных частиц А-типа к кодирующему фрагменту c-mos. J. Groffen и соавт. (1983) показали, что делеции большого плеча хромосомы 5 (где локализован ген c-fms) часто наблюдаются у больных рефрактерной анемией и острым миелолейкозом. Авторы предполагают, что активация c-fms может быть связана с хромосомной перестройкой, при которой потенциальный онкоген «подстраивается» под клеточный промотор.


«Онкогены и канцерогенез», А.И.Агеенко