Установление раннего и точного диагноза целого ряда заболеваний (рак, психические болезни и некоторые другие) представляет ныне серьезную трудность даже для самых опытных и подготовленных врачей. Так, И. В. Давыдовский отмечал, что по количеству ошибок первое место занимает диагностика рака.
Причина тому — объективная трудность распознавания злокачественных образований, скрытое, медленное, незаметное ни для больного, ни для врача начало и развитие болезни. Современная медицина еще не имеет точных тестов для определения ранней стадии рака. Не разработаны методы, обеспечивающие своевременную диагностику поражений многих внутренних органов при тяжелом состоянии, больных или нарушенном сознании у них. Кроме того, отсутствие количественной оценки многих явлений неизбежно ведет к приблизительной, интуитивной их оценке.
В справедливости сказанного можно убедиться и на многочисленных примерах, приведенных в настоящей монографии.
Важно иметь в виду, что отношение врача к неполным или ошибочным диагностическим данным и лечебным рекомендациям отличается от отношения пациента, далекого от медицины. У врача имеется склонность «объективизировать» источник ошибок, а у больного — обратная тенденция видеть медицину всемогущей, чем мы обязаны широкому медицинскому просвещению, и источником ошибок — только недостаточную осведомленность и образованность врача или нежелание помочь больному.
Несомненно, что прогресс науки и техники будет неуклонно вести к сокращению действия объективных причин ошибок в диагностике. Философы считают, что объективные причины и условия не порождают фатально диагностических ошибок.
Они создают только их возможность. Реализуются же ошибки только деятельностью субъекта познания [Попов А. С, Петлёнко В, П., 1977]. Поэтому решающее значение приобретают следующие субъективные причины диагностических ошибок.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова