Характерные черты паратифа В

Он чаще начинается остро, а длительность заболевания обычно меньше, чем при брюшном тифе; продолжительность лихорадочного периода часто не превышает 1 нед; интоксикация, как правило, выражена слабее. Несколько реже, чем при паратифе А, развиваются катаральные явления. В отдельных случаях заболевание начинается остро с выраженными явлениями гастроэнтерита.

Сыпь появляется в более ранние сроки, чем при брюшном тифе, на 5—7-й день болезни, бывает полиморфной, нередко обильной, без определенной локализации. Изменения крови, как правило, отсутствуют, но нередко выявляются нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ — чаще, чем при брюшном тифе.

Таким образом, при тщательном обследовании больного, бесспорно, имеются возможности клинического разграничения брюшного тифа и паратифов, но при одном условии — постоянном наблюдении за динамикой основных симптомов болезни. В амбулаторной практике такие возможности отсутствуют.

И, учитывая это обстоятельство, следует признать правоту Н. К. Розенберга в отношении безуспешности попыток клинически дифференцировать брюшной тиф и паратифы у постели конкретного больного. Полезнее и дальновиднее, на наш взгляд, ориентировать врача на настоятельную необходимость максимально раннего посева крови больного при подозрении на тифопаратифозную группу инфекций.

Было показано, что без этиотропного лечения в первые 5—7 дней заболевания возбудители брюшного тифа изолируются из крови почти в 100 случаев, затем высеваемость бактерий из крови падает: с 8-го по 15-й день болезни гемокультура выделяется у 60—90%, на 3—4-й неделе — у 50—70%, к концу 5-й недели — у 17—30% больных. Следует подчеркнуть, что по мере снижения высеваемости возбудителей из крови повышается частота выделения копро- и уринокультур. Понятно, что в настоящее время в условиях доступной широко назначаемой антибиотикотерапии возможности выделения возбудителей существенно ограничены.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова